...Медиа Педагогика...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологический
Кафедра педагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Медиапедагогика
по направлению подготовки 540600 Педагогика

Рабочая программа составлена на основании Государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 540600 Педагогика.

Составитель рабочей программы: Протопопова В.В., старший преподаватель кафедры педагогики, к.п.н.

Рецензент: М.Д.Горячев, зав.кафедрой педагогики, профессор, д.п.н.

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – сформировать представление у будущих магистров о медиапедагогике, целях и задачах данного направления, рассмотреть основные понятия и способы решения современных медиапедагогических проблем.

Задачи дисциплины:

  • расширить представление обучающихся об информатизации современного образования;
  • рассмотреть современное понимание медиа, их виды и образовательные функции, а также возможности и последствия их негативного влияния на детскую и подростковую аудиторию;
  • раскрыть дидактические, психолого-педагогические и методические аспекты применения медиа в обучении и воспитании;
  • изучить способы применения различных медиасредств в учебно-воспитательном процессе;
  • раскрыть сущность понятия «медиакомпетения»;
  • сформировать практические навыки использования образовательных медиапродуктов и ресурсов для решения образовательных, воспитательных, исследовательских задач.

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Иметь представление: о медиапедагогическом направлении в педагогической науке, сущности, видах и функциях современных медиа, их дидактических и воспитательных возможностях, психолого-педагогических аспектах, способах и формах их использования в образовательной среде.

Знать:

  • основные понятия курса, современные технические средства, их виды и характеристики, реализуемые функции, возможные девиации данных функций;
  • сущностные характеристики медиакомпетенции и методы её развития;
  • способы эффективного использования медиа в учебно-воспитательном процессе.

Уметь:

  • грамотно применять различные медиа, медиапродукты и ресурсы в своей учебной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности;
  • самостоятельно выбирать и разрабатывать способы и формы развития медиакомпетенции обучающихся в соответствии с выбранной медиапедагогической концепцией, особенностями группы, поставленными целями и задачами.

2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Вид учебных занятийВсего час.
Всего аудиторных занятий36
Лекции16
Семинары20
Самостоятельная работа28
Всего по дисциплине 100

2.2. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п Название раздела дисциплины Количество часов
лекции практические
д/о з/о д/оз/о
1. Роль медиа в современном мире и образовании, виды, функции современ-ных медиа, медиапродукты и медиа-ресурсы образовательного характера. 2   2  
2. Медиапедагогика: история возникновения направления, цели и задачи курса, основные понятия. 2   2  
3. Медиапедагогические концепции: анализ, перспективы развития. 2   4  
4. Психолого-педагогические аспекты использования медиа в образовании. 4   4  
5. Способы эффективного использования медиа в учебно-воспитательном процессе. 4   4  
6. Готовность педагога к применению медиа в своей исследовательской и профессиональной деятельности, понятие медиакомпетенции. 2   4  
 Итого: 16   20  

2.3. Лекционный курс

Тема 1. Роль медиа в современном мире и образовании.

Краткая история развития информационных и коммуникационных средств. Понятие «медиа», виды и функции современных медиа, сущностные характеристики электронных медиа. Дидактические и воспитательные возможности электронных медиа, медиапродукты и медиаресурсы образовательного характера.

Тема 2. Медиапедагогика – специальное направление в педагогической науке.

Понятия «медиаобразование» и «медиапедагогика», исторические предпосылки возникновения данных категорий и специфического направления в педагогике. Цели и задачи курса, основные понятия.

Тема 3. Медиапедагогические концепции.

Взаимодействие современных образовательных систем с медиа: сценарии и перспективы развития, основные медиапедагогические концепции, их сравнительный анализ.

Тема 4. Психолого-педагогические аспекты использования медиа в образовании.

Специфика современных медиа, сферы их использования в образовании, особенности восприятия медиа-информации обучающимися, психолого-педагогические аспекты их применения в образовательной среде.

Тема 5. Способы эффективного использования медиа в учебно-воспитательном процессе.

Понятие об эффективном использовании медиа в образовании, показатели эффективности. Способы использования медиа в учебно-воспитательном процессе с учетом их функциональной нагрузки, специфических характеристик и психолого-педагогических аспектов применения в образовании.

Тема 6. Готовность педагога к применению медиа в своей работе, медиакомпетенция.

Понятие о готовности педагога к использованию медиа в своей профессиональной деятельности, основные компоненты готовности: информационный, целевой, мотивационный, деятельностный. Медиакомпетенция обучающихся и педагогов: понятие медиакомпетенции, основные показатели.

2.5. Семинарские занятия
№ п/пНомер разделаКоличество часовТема практического занятия
1 1 2 Виды и образовательные функции современных медиа, девиации функции, медиапродукты и медиаресурсы образовательного назначения.
2 2 2Понятие о медиапедагогике: исторический аспект, цели и задачи курса, основные понятия.
3 3 4 Проблемы взаимодействие современных образовательных систем с медиа, анализ медиапедагогические теорий.
4 4 4 Особенности восприятия информации обучающимися, психолого-педагогические аспекты использования медиа в образовании.
5 5 4 Способы и формы эффективного использования медиа в учебно-воспитательном процессе, проектная работа.
6 6 4 Готовность педагога к применению медиа: структура готовности, показатели, понятие медиакомпетенции.

3. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов по курсу организуется в соответствием с логикой работы над курсовыми и дипломными проектами: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования, формулирование цели и задач исследования, теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, составление библиографии и тезауруса исследования, формулирование рабочей гипотезы, выбор базы проведения исследования, определение комплекса методов исследования, проведение констатирующего эксперимен-та, анализ экспериментальных данных, оформление результатов исследования.

Студенты работают с первоисточниками, авторефератами и диссертационными исследованиями, анализируют результаты психолого-педагогических исследований, консультируются с научным руководителем и преподавателем.

4. Итоговый контроль

Итоговая аттестация по курсу проводится в форме зачета. Во время зачёта магистранты должны продемонстрировать владение основными понятиями методологии и умение применить полученные знания к планированию и анализу своей научной работы.

5. Литература

5.1. Основная

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для вузов / И.Г. Захарова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 192 с. (Высшее профессиональное образование: Педагогические специальности). (Допущ. УМО).
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Полат Е. С. Интернет и проблема информационной безопасности для подростков Е. С. Полат // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – N 4. – С. 32-36.
Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации Е. С. Полат // Информатика и образование. – 2005. – N 5. – С. 18-22 .
Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации: Научно-метод. издание / А.В. Осин. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. – 320с.
Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. – 2002. – N12.-С.2-6 .
Роберт И. В. Информационная образующая развития современного общества И. В. Роберт // Мир психологии. – 2005. – N 1. – С. 97-100 .
Федоров А.В. Медиа и медиаобразование // Альма Матер/Вестник высшей школы . – 2001. – N11.-С.15-23 .
Федоров А. В Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов А. В. Федоров // Педагогика. – 2004. – N 4. – С. 43-51 .

5.2. Дополнительная

Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. – 2001. – N10.-С.3-12 .
Дзюбенко, Александ Андреевич. Новые информационные технологии в образовании. – М.: ВНТИЦ, 2000. – 104 с.
Журин А. «Параллельная школа» СМИ: искажение картины мира А. Журин; ИОСО РАО // Народное образование. – 2004. – N 1. – С. 240-247.
Задорожнюк И. ИКТ в образовании: риски и результаты И. Задорожнюк // Высшее образование в России. – 2005. – N 3. – С. 163-165 .
Засурский Я. Н. Информационное общество в России: парадоксы интернета Я. Н. Засурский // Информационное общество. – 2003. – N 5. – С. 37-41.
Вартанова Е. Л. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский // Информационное общество. – 2003. – N 3. – С. 5-10.
Роберт И. В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопро-фильной подготовки кадров информатизации образования И. В. Роберт, О. А. Козлов // Информатика и образование. – 2005. – N 12. – С. 4-13 .
Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщение и рекомендации): Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
Федоров А. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура А. Федоров // Высшее образование в России. – 2005. – N 6. – С. 134-138 .
Федоров А. Медиаобразование в современной России: основные модели А. Федоров, И. Челышева // Высшее образование в России. – 2004. – N 8. – С. 34-39 .
Федоров А. В. Насилие на экране А. В. Федоров // Человек. – 2004. – N 5. – С. 142-151.
Федоров А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насили-ем» А. В. Федоров // Педагогика. – 2004. – N 6. – С. 45-49 .
Федоров А. В. Развитие медиаобразования на современном этапе А. В. Федоров // Инновации в образовании. – 2007. – N 3. – С. 40-51 .