...Медиа Педагогика...

Лекционный курс (тезисы)

Тема 1. Роль медиа в современном мире и образовании.
1.1. Краткая история развития информационных и коммуникационных средств. Понятие «медиа».

«Медиа» (от лат. «media» – средство) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.

Социально-экономические изменения в России и информационный взрыв, затронувший весь мир, требуют пересмотра традиционно сложившихся систем, содержания, методов и технологий обучения в контексте использования различных медиасредств.

Объективное возрастание роли медиа приходит в реальное противоречие с практикой их использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. В педагогической науке и практике недооцениваются образовательные возможности современных медиа, их дидактический и воспитательный потенциал, что связано со сложностью и недостаточной разработанностью многих понятий, низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, недостаточной технической оснащенностью образовательных учреждений.

Образование как часть культуры, безусловно, во многом испытывает на себе глобальный процесс информатизации. В.П. Демкин отмечает, что с развитием информационного общества связано интенсивное становление новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В её основе лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и развитии личности через образование. В новой образовательной парадигме учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации учебного процесса в диалог с преподавателем, активную, творческую деятельность, далекую от простой репродукции. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать для этого разнообразные источники, непрерывно развиваться.

В.М. Лоскутникова отмечает, что кризис современной образовательной системы связан также с чрезвычайно узким пониманием информатизации образования. Часто она сводится к предмету информатики и способам его преподавания в российских образовательных учреждениях, причем изолированно от других дисциплин и курсов.

Таким образом, актуальной является потребность в переосмыслении как методо-логических, так и мировоззренческих установок относительно информатизации образования. С одной стороны, выпускники учебных заведений должны иметь определенный запас знаний в области информатики, включая не только операциональную сферу (работу с компьютером, базами данных, операционными системами, Интернетом и т.д.), но и представления о характере социума, процессах информатизации в обществе, происходящих в связи с этим изменениях в языке, культуре. Прошедшие такую подготовку должны уметь самостоятельно ориентироваться в современном мире, уметь обращаться с потоками информации и т.д.. С другой стороны, общество испытывает потребность в специалистах, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, способных к непрерывному образованию по роду своей деятельности, имеющих для этого достаточный уровень знаний в области информационных технологий, средств массовой коммуникации.

Проблема информатизации должна рассматриваться всесторонне и комплексно, с позиций разных наук. Педагогический аспект затрагивает следующие вопросы:

  • развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;
  • построение открытых педагогических систем;
  • информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании;
  • дистанционное обучение;
  • психологические и педагогические проблемы образования в условиях информационного общества;
  • использование мультимедиа-технологий в образовании;
  • глобализация и интеграция образовательных услуг;
  • содержание и функции образования в условиях информационного общества;
  • дидактические возможности и воспитательное воздействие информационных технологий и др.
1.2. Виды и функции современных медиа, сущностные характеристики электронных медиа.

Дидактические и воспитательные возможности электронных медиа, медиапродукты и медиаресурсы образовательного характера.

В медиаобразовании под термином «медиа» понимаются технические устройства, предназначенные для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией. При этом медиа рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).

Существуют различные подходы к классификации медиа в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. Традиционно средства массовой информации и коммуникации делятся по способу передачи информации (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.) и по каналу восприятия (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные). Эти классификации основаны прежде всего на различии используемых в медиа кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в печатной форме и иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способы расположения текста (верстка) и т.д. Применительно к радио следует говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидении, документальном кино) триада преобразуется в тетраду благодаря наличию такого важного способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение.

Если рассмотреть современные медиа в рамках классификации по каналу восприятия, то под ними в узком смысле понимаются те цифровые / электронные медиа, которые делают возможным мультимедийность – интеграцию различных медиа в некоторое компьютерное представление – гипертекстовую структуру, нелинейный текст; интерактивность и моделирование. Сегодня к электронным медиа относятся радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети и игры.

В социально-педагогическом плане медиа можно классифицировать по следующим критериям: месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие и др.), содержанию информации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление), результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация).

С точки зрения возможностей использования в образовательном процессе электронные медиа группируются в рамках функционального подхода по следующим признакам:

  • степень универсальности (количеству выполняемых функций);
  • возможность подготовки или представления информации;
  • возможность работы с аудио- или видеоматериалами;
  • возможность работы со статическими или динамическими видеодокументами;
  • возможность работы с макро- или микро-объектами.
С точки зрения универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнить компьютер. Менее универсальными устройствами можно считать, например, мультимедийные проекторы, которые однако обеспечивают работу практически с любым источником видео- и аудио-информации.

Классифицируя технические средства по признаку подготовки или демонстрации информации, выделяются три группы:

  • Устройства для представления уже готовых данных (видеоплеер для CD или DVD дисков, слайд-проектор, проигрыватель CD и др.)
  • Устройства для подготовки данных (фотоаппарат, цифровая фотокамера, аналоговая и цифровая видеокамера, звукозаписывающая аппаратура).
  • Устройства, позволяющие подготовить и продемонстрировать имеющиеся материалы (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр).

Одним из самых существенных признаков классификации технических средств в настоящее время выступает форма представления данных. По этому признаку выделяют два больших класса устройств:

  • с аналоговой записью данных,
  • с цифровой записью данных.

Относительно социальных функций современных медиа существует множество мне-ний, которые постоянно меняются, потому что меняется сам предмет. В целом анализ клас-сификаций Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, А. Саркисяна, А.В. Федорова, Л.Н. Федотовой, И.Д. Фомичевой, И. Хмары позволяет разделить функции медиа на следующие основные группы:

  1. информационная: сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях;
  2. аналитическая (оценочная, функция критики): часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой;
  3. познавательно-просветительская (образовательная): передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, масс-медиа способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей;
  4. нравственно-воспитательная: медиа отображают морально-эстетические приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о добре и зле;
  5. функция воздействия (идеологическая, социально-управленческая, регулятивная): медиа влияют на взгляды и поведение людей, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций;
  6. гедонистическая (рекреационная, эстетическая): направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил, удовлетворения эстетических потребностей аудитории.

Наряду с перечисленными функциями ученые говорят о явно не выраженных, латентных функциях медиа, сущность которых заключается в скрытом воздействии на общественное сознание. Из представленных видов нагрузки каждое конкретное медиасредство выполняет, как правило, только одну или несколько функций, в процессе реализации которых возможно несколько результативных вариантов: функциональный, когда в той или иной мере осуществляется определяемая основной функцией задача; дисфункциональный, при котором достигается эффект, обратный предписанной функции; нефункциональный, связанный с побочными эффектами, не отвечающими основной задаче; афункциональное воздействие, или отсутствие каких-либо явных результатов.

Часто медиа могут вызвать негативные социальные тенденции. В данном случае имеют место следующие девиации функций медиа:

  1. обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности;
  2. склонность к крайнему негативизму, являющемуся причиной различных фобий, или к излишнему оптимизму и приукрашиванию событий, что, в свою очередь, может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование;
  3. патологическая зависимость от определенных жанров, демонстрируемых ме-диасредствами: новостей, сериалов, криминальной хроники и сенсаций и т.д.;
  4. представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов – всё это проникает в современное искусство, молодежную субкультуру и контркультуру;
  5. массовизация культуры и, как следствие, понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев.

Рассматривая электронные медиа с точки зрения реализации их образовательных функций, важное значение приобретает классификация соответствующих медиапродуктов и способов их применения в учебно-воспитательном процессе. Если в зарубежной науке речь идет прежде всего об информационных технологиях обучения и соответствующем им программном обеспечении, то в отечественной дидактике важная роль отводится таким понятиям, как электронные издания и электронные ресурсы.

Согласно ГОСТу, электронные издания различают:

  • по наличию печатного эквивалента (электронный аналог, самостоятельное издание);
  • по природе основной информации (текстовое, изобразительное, звуковое, мультимедийное издание, программный продукт);
  • по целевому назначению (официальное, научное, научно-популярное, произ-водственно-практическое, нормативное, учебное, массово-политическое, справочное, досуговое, рекламное, художественное издание).

Из перечисленных в стандартах к образовательным изданиям относятся: учебное электронное издание, научное электронное издание, научно-популярное электронное издание, справочное электронное издание, художественное электронное издание.

Основные направления структуризации образовательных ЭИР: информационно-справочные, учебные и общекультурные.

Тема 2. Медиапедагогика – специальное направление в педагогической науке.

Понятия «медиаобразование» и «медиапедагогика», исторические пред-посылки возникновения данных категорий и специфического направления в педагогике. Це-ли и задачи курса, основные понятия.

В 60-е гг. XX века в педагогической науке ведущих стран мира (Великобритании, США, Австралии, Канады, Франции, Германии) сформировалось специфическое направление – медиаобразование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты и т.д. В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования средств массовой информации и коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как математика, физика или география». Сегодня медиаобразование рассматри-вается как направление в области образования, изучающее закономерности воздействия средств массовой коммуникации на человека, влияние различных видов информации на обучение и воспитание школьников и студентов, на их готовность применять новые технические средства в своей практической деятельности.

Сложность и многогранность взаимодействия медиа и образования отражаются в сложной системе понятий, среди которых немало еще не получивших однозначного или общепризнанного толкования. В медиаобразовании и педагогической науке в целом так и не существует единой для всех стран мира терминологии. Как правило, не только научные школы, но и отдельные ученые предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность» и т.д.

В целом существует несколько подходов к использованию средств массовой коммуникации и информации в образовании:

  • интегрированный подход – через уже имеющиеся учебные предметы литературы, изобразительного искусства, истории, музыки и т.д.;
  • факультативный подход – создание сети факультативов, кружков, клубов, проведение мероприятий;
  • специальный подход – введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой.

Цели и задачи самого медиаобразования разными научными школами формулируются по-разному, но имеют много общего. К ним относятся:

  • обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по медиа-каналам (в широком толковании);
  • развитие критического мышления, умений понимать подлинный смысл сообщений, противостоять попыткам средств массовой информации и коммуникации манипулировать сознанием;
  • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
  • формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеров, модемов, факсов, мультимедиа и др.).

В современном мире выделяют две ветви медиаобразования: специальное и ин-тегрированное.

Специальное (или социокультурное) медиаобразование осуществляется в рамках отдельного курса в школе или в системе дополнительного образования. В России накоплен достаточно большой опыт в этой сфере, но она охватывает лишь небольшую часть школьников, которые занимаются в различных клубах и кружках (движение юнкоров, кино- и видеоклубы и т.п.).

Интегрированное медиаобразование, которое представляет собой изучение с использованием средств массовой коммуникации традиционных школьных предметов, как правило, родного и иностранного языков, литературы, общественных дисциплин, сегодня распространено в двенадцати странах мира: Австрии, Германии, Ирландии, Финляндии, Австралии, Дании, Канаде, Нидерландах, США, Новой Зеландии, Норвегии, Великобритании.

Медиа, интегрированные в традиционные предметы школьного цикла, становятся одним из средств повышения эффективности обучения, если удовлетворяют следующим требованиям:

  • способствуют повышению познавательного интереса;
  • отвечают практическим потребностям учителя и ученика;
  • универсальны в использовании;
  • применяются с опорой на базовую учебную программу.

Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале. Следует находить как можно больше точек соприкосновения «внешних» информационных потоков и учебного предмета, максимально используя дидактический и воспитательный потенциал медиа для решения различных медиаоб-разовательных задач.

При использовании современных медиа в образовании значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его методы и содержание. Школьная практика показывает, что попытки внедрения современной техники в процесс обучения не дают того образовательного эффекта, на который учитель рассчитывает. Такое положение дел объясняется следующими причинами: отсутствием методических разработок, обучающих программ, неподготовленностью учителей, неучетом особенностей применения информационных и коммуникационных средств в образовании. Для изменения сложившейся ситуации необходимо не только понимание важности инновационных процессов в образовании, но и знание современных медиа и медиапродуктов, их функций, возможностей и условий эффективного использования в учебно-воспитательном процессе школы.

Медиапедегогика – новое для российской науки и педагогической практики понятие. А.В. Федоров рассматривая медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, дает следующее определение медиапедагогике: это специальная отрасль педагогики, то есть наука о медиаобразовании и медиаграмотности, раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования. Обретенная в результате процесса медиаобразования медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.(http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=34500 )

В зарубежных источниках медиапедагогика представлена как научная дисциплина, занимающаяся вопросами воспитания и образования в контексте медиа. В широком смысле это педагогически ориентированная область знания и практики, связанная с различными медиа. Она также рассматривается как специфическое направление педагогики, в рамках которого можно выделить такие разделы, как: медиадидактика (проблемы роли, функций и значения медиа в процессах обучения и преподавания), медиавоспитание (решает вопросы разумного, продуманного медиапользования и критического обращения с различными медиаресурсами и предложениями), информационно-техническое образование (направлено на формирование медиакомпетенции и медиасознания, необходимых для активного участия в медиа- и научном сообществе и являющихся базовыми квалификациями для реализации первых двух разделов).(http://de.wikipedia.org/wiki/Medienpadagogik)

Медиапедагогика основывается на эмпирических исследованиях процессов обучения и преподавания, тесно связана с общей педагогикой, педагогической психологией, информатикой, лингвистикой.

В медиадидактике речь, прежде всего, идет об использовании медиа в процессе обучения с целью обеспечения нового качества обучения и преподавания, оптимизации условий образовательного процесса и повышения его эффективности посредством применения техники. Согласно Хоффманну, медиадидактика – это «продуманное, целенаправленное использование «неличностных медиа» (материальных носителей информации) для решения педагогических целей и задач». (http://de.wikipedia.org/wiki/Mediendidaktik)

Медиавоспитание занимается, в первую очередь, вопросами безопасного медиаиспользования, в связи с этим отношение медиавоспитания к использованию медиа и их дидактических возможностей в образовании более критичное, чем понимание данного процесса с точки зрения медиапедидактической перспективы, так как в фокусе оказываются еще больше влияний медиа на участников образовательного процесса, их культуры и мировоззрения.

В рамках информационно-технического образования речь идет об активном изучении медиа, как правило, в проекториентированных формах.

Тема 3. Медиапедагогические концепции.

Взаимодействие современных образовательных систем с медиа: сценарии и перспективы развития, основные медиапедагогические концепции, их сравнительный анализ.

Современные средства массовой информации и коммуникации обладают разнообразными возможностями использования в учебно-воспитательном процессе. Однако в этой области существует немало проблем. Во-первых, медиа развиваются и совершенствуются настолько стремительно, что педагогические исследования и рекомендации в этой сфере так же быстро устаревают. Во-вторых, по своим возможностям использования данные технические средства настолько разнообразны и многоплановы, что постоянно возникают новые способы их применения в учебно-воспитательном процессе, а перед педагогами – новые задачи, проблемы, связанные с грамотным медиапользованием.

В научных исследованиях последних лет рассматриваются различные варианты и модели дальнейшего развития системы образования. Интересную концепцию предлагает С. Ауфеннагер, описывая три сценария того, как могла бы / должна реагировать образовательная система будущего на требования медиаобщества. Первый сценарий предлагает консервативный вариант, второй – исходит из идеи интеграции, но рассматривает её в аспекте ассимиляции в традиционно методико-дидактических подходах. Третий сценарий призван показать, как может осуществляться педагогически сопровождаемая интеграция новых медиатехнологий в образование, и что в процессе конкуренции с медиарынком образовательная система должна более критически подходить к его рассмотрению.

Сценарий 1: консервативная конкурентная модель.

Согласно данной модели образовательная система едва ли будет ориентироваться на возможности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе. Преподаватели проявляют малый интерес к техническому прогрессу и возможностям электронных медиа. Обучение опирается на традиционные учебные планы и запасы знаний и считает, что таким образом можно готовить подрастающее поколение к неизвестному будущему надлежащим образом. Подобная инерция и является консервативным элементом сценария. Но конкуренция между различными медиа завлекает обучающихся своими пестрыми мультимедийными предложениями. В результате образование еще больше утрачивает свою значимость, провоцируя обострение социальных конфликтов на основе возрастающей демотивации школьников и студентов.

Сценарий 2: модель ассимиляции.

Данная модель описывает несколько иное развитие. Электронные медиа используются в процессе обучения, но привязываются к старым дидактическим концепциям. Компьютер, Интернет и мультимедиа включаются в традиционные формы преподавания. Вместо того, чтобы использовать уникальный творческий потенциал новых медиа и совершенствовать с его помощью педагогический процесс, приобретается такое программное обеспечение для учебного процесса и используются такие установки, которые отводят обучающимся пассивную роль. Внешне может показаться, что школа хорошо интегрирует новые средства информации, однако последствия могут быть такими же, как в описанной выше консервативной модели конкуренции.

Сценарий 3: прогрессивная интеграционная модель.

В будущем медиа будут играть в образовательной системе важную роль в двух отношениях: они будут представлять коммуникационную форму обучения (например, e-mail-проекты, обучение с помощью и в WorldWideWeb, программное обеспечение) и служить основой самостоятельного моделирования многих образовательных процессов, которые необходимы для противодействия вызовам современного информационного общества. Обучение будет осуществляться по большей части посредством самостоятельной организации учебных занятий и использования авторской продукции. Подготовка материалом будет осуществляться с помощью медиа (гипермедиа), а учебные процессы стимулироваться самостоятельно. Школа будущего, соответственно, будет использовать новые формы работы, которые дадут учащимся возможность свободной организации учебного процесса. Обращение с медиа интерпретируется как культурная техника. Роль педагогов преобразуется из «передат-чика знаний» в «деятельность наставника, тренера, воспитателя»; учащиеся действуют с большой инициативностью и самостоятельностью, что характеризуется такими учебными формами, как наставнические / консультирующие модели (tutorial system), или обучение по модели peer-to-peer. Активное овладение знаниями в рамках данной модели обеспечивается путем индивидуализации обучения, развития творческого потенциала каждой личности за счет занимательной работы с предоставляемыми информационными ресурсами. Занятия станут проблемно-ориентированными и будут проводиться в проектной форме. В высшей школе медиаобразование также не должно подводиться под традиционные дидактические модели, а строиться по моделям обучения взрослых, известным из области продолженного профессионального образования и повышения квалификации. Если все эти аспекты будут учтены, то тогда можно говорить о педагогически взвешенной интеграции новых медиа, которая одновременно обеспечивает дальнейшее прогрессивное развитие образования.

Очевидно, что из предложенных сценариев последний является предпочтительным и может служить в качестве нормативной модели в дальнейших педагогических исследованиях, ориентиром для организации школы в современном информационном обществе.

Тема 4. Психолого-педагогические аспекты использования медиа в образовании.

Специфика современных медиа, сферы их использования в образовании, особенности воспри-ятия медиа-информации обучающимися, психолого-педагогические аспекты их применения в образовательной среде.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения, в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала, ориентированного на некоторого «усредненного» обучаемого. Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям средств массовой информации и коммуникации новое развитие. Медиа вносят принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Появилась возможность в массовом масштабе использовать особый тип задач, направленных на рефлексию учащимися своей деятельности, ее саморегуляцию, что трудно реализуемо даже в условиях индивидуального обучения.

Психологические проблемы, связанные с информатизацией обучения, достаточно многоаспектны. Это проблемы места самих медиа в учебном процессе, роли учителя в реализации обучающих систем, взаимодействия учащегося с медиа, особенностей их диалога (сегодня активно исследуются особенности реактивного, активного и интерактивного взаимодействия обучаемого и компьютера, основные виды существующих компьютерных программ учебного назначения). Все более актуальным становится научное обоснование проблем защиты человека от манипулирования со стороны медиа.

Учет педагогических аспектов использования медиа в учебно-воспитательном процессе является исключительно важным для перестройки всей системы образования в соответствии с требованиями современного информационного общества.

Некоторые особенности применения этих технических средств в образовательной среде можно вывести уже на основе самого понимания сущности электронных медиа, которую составляют следующие качества:

  • интерактивность (от англ. «взаимодействие»), или диалог – это взаимодействие (поочередные высказывания, в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия);
  • мультимедийность – представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах;
  • способность к моделированию – прежде всего это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования;
  • коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса; все это достигается путем объединения компьютеров в глобальные и локальные сети;
  • производительность, то есть автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени.

А.В. Осин, рассматривая эти новые возможности, которые предоставляют для системы образования электронные медиа, говорит о пяти новых педагогических инструментах. Например интерактивность впервые позволяет, организовать самоаттестацию без участия преподавателя. Коммуникативность решает вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, где бы они ни находились.

Однако данные возможности правомерно рассматривать также в контексте педагогических аспектов использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе. Мультимедийность создает психологические условия, способствующие восприятию и запоминанию материала. При использовании новых информационных технологий в образовании имеет место так называемая психофизиологическая ориентированность обучения, которое предполагает повышение эффективности обучения за счет создания оптимальных функциональных состояний, повышающих способность мозга к усвоению информации. Оно опирается на использование известных нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе переработки мозгом информации, обеспечивая тем самым более полную реализацию потенциальных возможностей мозга к обучению. Мультимедиа обеспечивают одновременную работу нескольких каналов подачи информации и создают условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании множества информационных источников, каждый из которых имеет свой язык. Одни из этих языков пространственно-ориентированы (текст, графика), другие ориентированы на время (звук, анимация, видео).

Одна из важнейших особенностей медиа как средства обучения – его способность в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события, зависимости, числовые соотношения и т.п., то есть задействовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в обучении, в том числе при разъяснении и усвоении многих теоретических понятий.

Моделирование с помощью медиа позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения. Применение мультимедиа технологии позволяет задействовать для постижения нового все органы чувств человека и формирует красочный, объемный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала. Технология гипертекста может использоваться с целью активизации полученных ранее знаний, способствует развитию логического мышления, позволяет усилить творческую составляющую учебного труда.

Современные средства представления информации позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый материал, сделав его более личностным. Он может самостоятельно преобразовывать информацию, получаемую из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли. В результате учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они активнее работают с учебной литературой.

Использование медиа ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. Здесь медиа выступают как объект изучения и как средство обучения. При индивидуализации обучения каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную конкретно на него деятельность. При этом побуждается мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность. Электронные медиа дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы не отдален, он виден непосредственно на уроке, а не через несколько дней. Ученик получает возможность реализовать собственные методы и приемы ус-воения материала.

В условиях индивидуализации обучения необходимым является учет принципов личностно-ориентированного обучения, а это означает признание самоценности индивида как активного субъекта познания; опора на жизненный опыт обучаемого; ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование учащегося; учет его индивидуальных психофизиологических особенностей личности; развитие ее коммуникативных способностей.

Медиа обладают также богатыми воспитательными возможностями: приучают к аккуратности, вниманию, организованности. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения. Современные информационные технологии открывают новые возможности для изучения эстетики. Психолого-педагогические исследования современных информационных технологий, показывают, что компьютер, включённый в структуру интеллектуальной деятельности человека, активно стимулирует продуктивные, творческие функции мышления.

Информационные ресурсы глобальной сети Интернет предоставляют уникальные возможности совершить виртуальные путешествия во всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства: Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици, Метрополитен-музей и увидеть гениальные творения великих художников. Мультимедийные энциклопедии и телекоммуникационные технологии помогают изучать творчество выдающихся мастеров прошлого и настоящего, оказавших огромное влияние на мировую художественную культуру. При этом компьютер является также инструментом освоения теоретических основ живописи, формирования художественного вкуса, развития фантазии и творческих способностей учащих-ся.

Если традиционная система обучения стимулирует мотивацию достижения (получение хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование информационных и коммуникационных технологий ориентировано на формирование познавательных мотивов обучаемого, которые способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность усвоения знаний. Формирование таких мотивов осуществляется через специфические и неспецифические воздействия на познавательную сферу обучаемого в виде методической помощи, указаний, занимательных заданий, возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности (при работе в сети – путем интерактивного диалога между обучаемым и системой, обучаемым и педагогом, системой и педагогом). Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий усиливают психологический фактор мотивации обучения.

Наряду с перечисленными особенностями использования медиа в учебно-воспитательном процессе, отражающими преимущественно положительные стороны информатизации образования, существует ряд моментов, затрагивающих психологические аспекты информатизации образовательной среды и вызывающих к себе неоднозначное отношение.

Иллюстрации, картинки, графики, безусловно, позитивно влияют на усвоение текстовой информации, однако следует учитывать, что простое сложение различных чувственных восприятий (зрительных, слуховых, тактильных) автоматически не улучшает познавательные процессы. Намного более важным условием эффективного использования мультимедиа в процессе обучения является способность пользователей к декодированию символьных и кодовых систем. Довольно часто можно наблюдать, что экономное, но целенаправленное использование медиальных форм презентации имеет лучший результат, чем пестрое нагромождение различных медиаподач учебного материала.

Имеет место тесная взаимосвязь между тематическим интересом и приобретением знаний. Хорошо организованная учебная работа с использованием медиа может оказаться безуспешной, если учащиеся не проявляют интереса к предложенной тематике.

Использование электронных средств коммуникации чаще всего несет с собой некоторый эффект новизны, который может привести к мотивированному и занимательному изложению материала, но эта заинтересованность через определенное время снова снижается.

Применяя медиа в образовательном процессе, педагог должен учитывать следующие особенности. Те новообразования, которые возникают под влиянием медиа, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом снижается роль эмоциональных средств общения.

Влияние электронных медиа на личность обучаемого может быть выражено в большей или меньшей степени: от локального, касающегося ограниченного круга психических явлений (например, использование компьютерного сленга), до глобальных, свидетельствующих об изменении личности в целом (Интернет-зависимость, синдром хакера и т.п.). Психологи, педагоги, специалисты в области информационных технологий уделяют много внимания исследованию последствий информатизации для различных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной. Однако вопросы глобальных изменений в психике личности в полной мере еще не изучены.

Внедрение любых высоких технологий в различные сферы деятельности часто направлено, главным образом, на освобождение человека от рутинных операций и, как следствие, создание условий для его развития. Так и внедрение медиа постепенно делает ненужными многие умения и навыки, формы деятельности. Однако нецелесообразное использование медиа может привести к серьёзным потерям. Например, широкое и не всегда оправданное использование микрокалькуляторов даже в начальной школе ведет к утрате навыков устного, быстрого счета и т.п. В итоге это приводит к тому, что учащиеся не могут правильно оперировать самим понятием числа, поскольку не прочувствовали основные операции с числами.

Современные медиа обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучаемых на самостоятельную выработку новых знаний, представляющих собой результат познавательного процесса, полученный самим обучаемым.

Широкому внедрению медиа обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие личности учащихся. Опасность технократического мышления, формирующегося под прямым и косвенным влиянием информационных технологий, по мнению психологов, состоит в том, что для такого мышления характерны «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями».

Моделирование и последующее включение в различные ситуации, провоцирование и реализация нестандартных решений способствуют развитию воображения, творческих способностей. Однако, как отмечает Й. Хазебрук, работа с системами виртуальной реальности, предоставляющими обучаемому возможность фантазировать в киберпространстве, может вызвать аутизацию, то есть замкнутость, отчужденность, уход от действительности. Если при этом происходит несбалансированная замена реальных действий некими символическими моделями, то трудно ожидать полноценного развития личности. В то же время, было бы неверно считать, что аутизация является неизбежным последствием информатизации, в том числе и применения медиа в образовании. Наоборот – при лечении того же аутизма применяются специализированные компьютерные программы, а системы виртуальной реальности помогают избавиться от ряда фобий, например страха высоты.

Таким образом, последствия применения медиа могут быть как позитивными, так и негативными, к оценке той или иной технологии нельзя подходить односторонне. Планируя использование электронных средств в учебно-воспитательном процессе, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять направления его развития.

Относительно дидактических и воспитательных возможностей новых медиа у педагогов существуют различные точки зрения. Большинство же исследователей сходится во мнении, что применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет достигнуть нового качества знаний, причем этот образовательный потенциал заложен в самой идее информационных средств.

Тема 5. Способы эффективного использования медиа в учебно-воспитательном процессе.

Понятие об эффективном использовании медиа в образовании, показатели эффективности. Способы использования медиа в учебно-воспитательном процессе с учетом их функцио-нальной нагрузки, специфических характеристик и психолого-педагогических аспектов применения в образовании.

С учетом функциональной нагрузки электронные медиа могут быть использованы в качестве следующих педагогических средств:

  1. Средство обработки традиционных заданий в специальной форме. Прежде всего это охватывает область переработки гипертекста. Например, подготовка сообщений, докладов, мультимедиа-презентаций и т.д.
  2. Помощник в учении: работа с электронными словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным предметам. Благодаря разнообразным возможностям медиа в представлении учебного материала расширяются пути их использования как средства наглядного представления того или иного объекта.
  3. Средство коммуникации (коммуникацию электронные медиа обеспечивают благодаря соединению компьютеров на месте или по всему миру, чаще всего в форме так называемых электронных писем (e-mails), либо в форме видеоконференций (videoconferencing), при которых дети и преподаватели могут общаться, преодолевая любые границы и расстояния. Помимо этого, к коммуникации относят получение информации через Интернет, а также предоставление ее в пользование другим, то есть одновременное потребление и произведение информации.
  4. Инструмент моделирования действительности, позволяющий выявлять сложные связи, недоступные при восприятии путем простого наблюдения. Электронные медиа посредством конструирования искусственных миров делают возможным новый масштаб исследований, в том числе педагогических.

В качестве иллюстрации способов использования электронных медиа как средства обработки учебного материала рассмотрим презентации в PowerPoint. Это одна из самых распространенных сегодня форм презентации самостоятельно выполненных заданий, докладов, сообщений и т.д. Использование PowerPoint позволяет реализовывать дидактический принцип наглядности обучения на новом уровне и увеличить мотивацию учащихся только в том случае, если педагог и сам обучающийся знают, как грамотно применить ресурсы данной программы в соответствии с учебным планом, психологическими аспектами подготовки, оформления и пред-ставления презентации.

Представленный в виде электронных презентаций материал существенно расширяет возможности обычных учебников за счет использования звукового и видео-сопровождения и эффектов анимации. В ходе работы с компьютером у учащихся задействуются слуховой и визуальный каналы восприятия, что позволяет увеличить не только объем воспринимаемой информации, но и прочность ее усвоения.

Относительно второго способа использования электронных медиа – в качестве помощника в учении – интерес представляют специализированные компьютерные программы, направленные на тренировку определенных умений и навыков, Интернет-порталы, предлагающие обширный материал по различным темам в рамках изучаемой дисциплины. Кроме специализированных сайтов и порталов, важным и интересным помощником в обучении являются видеофильмы, художественные и документальные, видеоролики.

Как средство коммуникации современные технические устройства предлагают широкий спектр возможностей для организации международных проектов, основанных на электронной почте, видео-конференциях и т.д. Помимо совместных телекоммуникационных проектов обучающиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в выбранной области. Для этого в сетях существует великое множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя (дистанционные курсы).

Электронные медиа, выступая в роли инструмента моделирования действительности, позволяют совершать виртуальные путешествия в различные города и страны, знакомиться с традициями и культурой народов, осматривать основные достопримечательности, не покидая дома, родного города, школы или института.

Современные технические устройства позволяют выполнять конструктивистские требования аутентичности, наличия множества контекстов обучения, автономного добывания знаний в ситуации социального взаимодействия и сотрудничества. Они всё чаще рассматриваются как инструменты для самоуправляемого обучения. Такие инструменты («cognitive tools») позволяют:

  • представить различные точки зрения на учебное содержание, аспекты его рассмотрения;
  • подготовить индивидуальные задания и способы их выполнения;
  • мотивировать учащихся посредством решения конкретных проблем;
  • предъявлять реальные требования в конкретных ситуациях;
  • осуществлять кооперативное обучение в группах;
  • передать обучающимся управление и контроль за обучением.
Тема 6. Готовность педагога к применению медиа в своей работе, медиакомпетенция.

Понятие о готовности педагога к использованию медиа в своей профессиональной деятель-ности, основные компоненты готовности: информационный, целевой, мотивационный, дея-тельностный. Медиакомпетенция обучающихся и педагогов: понятие медиакомпетенции, основные показатели.

Информатизация и «интернетизация» образовательной среды на сегодняшний день являются важнейшими государственными задачами. Ключевой фигурой информатизации образования является учитель. Успешность реализации указанных направлений зависит от активности участия в этом процессе всех работников образования, в первую очередь учителей-предметников (не только преподавателей информатики, которые долгие годы считались главны-ми проводниками идей информатизации). Именно эффективное использование современных информационных технологий, их грамотное включение в педагогический процесс, создание в учебных заведениях единой информационной среды позволят перейти к новой современной парадигме образования.

Несомненно, актуальным является вопрос о том, насколько в связи с заявленными преобразованиями изменится роль педагога, его функции, в учебно-воспитательном процессе, который во все большей мере испытывает на себе влияние глобального процесса информатизации общества. Ответы на данный вопрос представляют собой достаточно широкий диапазон мнений, часто противоположных друг другу. Высказываются опасения, что современные средства массовой информации и коммуникации полностью заменят преподавателя, отдав ему лишь роль наблюдателя-консультанта. Представители иной точки зрения считают, что ни один из существующих сегодня видов медиа в обозримом будущем не сможет заменить учителя и в любом случае будет выполнять лишь вспомогательные, расширяющие образовательные возможности функции. Какой бы позиции мы ни придержи-вались, очевидным представляется тот факт, что современные технические достижения предъявляют новые требования к личности педагога, его профессиональным качествам, функциям и роли в образовательном процессе.

Рассматривая дидактический и воспитательный потенциал электронных медиа, те возможности, которые они открывают, необходимо вести речь прежде всего о таких качествах, как производительность, интерактивность, способность к моделированию, индивидуализация, коммуникативность, мультимедийность и т.д. Благодаря им современные технические средства в известной степени моделируют деятельность преподавателя. Однако, имея ряд неоспоримых преимуществ, открывающих новые возможности для учебно-воспитательного процесса, ни одно из технических средств сегодня не может претендовать на роль педагога-воспитателя. Например, компьютер способен выполнять некоторые функции за преподавателя: анализировать действия обучаемого, подсказывать, задавать вопросы и отвечать на них, оценивать ответ учащегося, объяснять материал. При этом круг вопросов и тем, варианты их рассмотрения определены заранее. Учитель же может ответить на любой вопрос, в том числе неудачно сформулированный, причем ответ будет дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и особенностей его личности.

Данные активно проводимых сегодня опросов показывают, что, несмотря на теоретическое признание большинством учителей необходимости медиаобразования школьников, важности внедрения современных средств массовой информации и коммуникации в учебно-воспитательный процесс, достаточно высок процент тех, кто использует медиа в своей работе очень редко или не использует вообще. К такому положению дел приводит, вероятно, целый комплекс причин, и отсутствие мотивации педагогов к использованию современных технических средств в учебно-воспитательной работе играет здесь не последнюю роль. Сле-довательно, формирование у преподавателя интереса к техническим достижениям последних лет, адекватного представления о новой роли, которую он будет реализовывать в постоянно меняющихся информационных условиях, является, на наш взгляд, ключевым моментом переподготовки кадров для современной общеобразовательной школы. Наряду с мотивационным компонентом в структуре готовности педагога к использованию электронных медиа в учебно-воспитательном процессе можно выделить следующие:

  • целевой (четкое представление о целях и возможностях использования электронных медиа в процессе преподавания конкретной дисциплины);
  • информационный (знание современных медиа, соответствующих им продуктов и ресурсов, дидактических и воспитательных возможностей, психолого-педагогических особенностей и способов использования);
  • деятельностный (умение работать с различными электронными средствами и создавать собственные медиапродукты учебного назначения).

Новые медиа привели к созданию новых форм управления знаниями и организации знания. Обычные формы передачи учебной информации всё чаще критикуются: декларативное знание больше не востребовано; обучению, как процессу, нужно способствовать, создавать для него благоприятные условия. Традиционные занятия базируются на освоении структурированного содержания, которое учителя передают учащимся. Обучение в информационном обществе требует большей активности самих обучающихся, которые осваивают техники, приёмы, методы самообучения. В обновляющемся процессе обучения необходимы изменения: уход от строгих инструкций ведёт к такому взаимодействию, в центре которого находится сам учащийся и его индивидуальные способности и особенности.

Обучение по новым принципам означает: самостоятельность, кооперацию (сотрудничество), интерактивность (взаимодействие), креативность (творчество). Способствовать новому обучению можно посредством: введения новых форм обучения, создания новой роли преподавателя, активного включения новых технических средств в обучающий процесс, обеспечения свободного доступа к медиа-ресурсам. Реализация такой смены парадигмы во многом зависит от готовности и инициативы преподавателей работать с различными медиа-устройствами.