...Медиа Педагогика...

Становление познавательного интереса школьников в условиях информатизации образования

На современном этапе реформирования всего общества усиливается значение школы, призванной вооружать учащихся не только определенным объемом знаний, но и формировать у них умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Новый подход к образовательному процессу способствует разработке эффективных, более совершенных методов обучения и включает в себя управление учебной деятельностью с целью формирования познавательного интереса. Интерес, являясь базой активности субъекта в процессе деятельности или учебы, играет основную роль в решении главных задач воспитания и образования подрастающего поколения.

Ученые обращались к проблеме познавательного интереса и значению его в воспитании личности с XVII века. В XX веке этой проблемой занимались многие известные педагоги. В.А. Сухомлинский установил, что любознательность – это особенность познавательного интереса. Она становится устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в формировании личности. М.А. Данилов и М.Н. Скаткин вывели, что познавательный интерес и его становление – показатель общего развития школьников. Д.Б. Эльконин утверждал, что познавательный интерес определяется возрастными новообразованиями.

Современная педагогика выводит на первое место обучаемого, его ценности, его личную свободу и умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Главное в этом направлении то, что оно устремлено в будущее человека, утверждает, что все зависит от его собственных усилий, собственной активности. Основные подходы к изучению личности, позволяют раскрыть факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие познавательных интересов, позволяют сделать вывод об их проявлении через творчество человека, посредством достижения высокого уровня активности, необходимости ее реализации. Совокупность педагогических условий, направленных на развитие творческой личности содействует гуманизации образования в "обновленной" обучающей среде, обеспечивающей многомерность и многоцельность образовательного процесса. Под "обновленной" обучающей средой понимается использование новых информационных технических средств.

Интересы личности могут быть многообразными и классифицироваться по содержанию. В настоящее время усилия многих ученых, педагогических коллективов и отдельных педагогов направлены на поиски наиболее эффективных форм и методов развития познавательного интереса у школьников. Внедрение современных информационных и коммуникационных средств в образование открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью и ее интенсификации, они позволяют значительно увеличить объем воспринимаемой учениками информации благодаря тому, что она представляется в более обобщенном систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике.

Становление многих характеристик личности находится в прямой зависимости от уровня сформированности познавательного интереса, который рассматривается как интегральная характеристика личности, выражающая ее эмоционально-положительное отношение к знаниям, процессу познания, к своим интеллектуальным, эмоциональным и коммуникативно-волевым возможностям в познании[1].

Познавательный интерес может с различной силой влиять на формирование различных качеств личности, даже у школьников с одинаково высоким познавательным потенциалом. В одних случаях он обращен к приложению приобретенных знаний с целью получения ощутимых результатов. У других – лежит у основания глубокой теоретической направленности личности. У третьих – уже может определять жизненные планы. Таким образом, познавательный интерес способствует общей направленности ребенка, может играть роль в структуре его личности. Влияние на формирование личности обусловливается условиями:

  1. уровнем развития;
  2. его характером (наличие глубокого интереса обеспечивает значительные сдвиги в развитии личности);
  3. взаимосвязью познавательного интереса и других мотивов;
  4. своеобразием интереса в познавательном процессе;
  5. связью познавательного интереса с жизненными перспективами.

В последние годы утверждается тенденция рассматривать несколько стадий интереса:

  • любопытство (элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, ситуативный интерес);
  • любознательность (стремление глубже ознакомиться с предметом, эмоциональное удивление);
  • познавательный интерес (стремление самостоятельно решить проблемные вопросы, познавательные задачи, установить причинно-следственные связи);
  • теоретический интерес (применение закономерностей на практике)[2].

В определении познавательного интереса мы придерживаемся позиции Г.И. Щукиной, которая определяет его как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне, самому процессу овладения знаниями. Суть познавательного интереса в том, что его объектом является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению[2].

Некоторые исследователи выделяют особый вид интереса – интерес к учебному предмету. Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса, базирующегося на специфической человеческой потребности в новых впечатлениях, новой информации. Выделение интереса к учебному предмету как особого вида познавательного интереса обусловлено спецификой учебной деятельности, прежде всего, в среднем и старшем звеньях школы[3].

Исследования познавательных интересов учащихся раскрыли роль факторов, обусловливающих избирательное отношение к учебным предметам:

  • место и роль в общественном прогрессе наук, соответствующих изучаемым в школе учебным предметам;
  • удельный вес данного учебного предмета в общей структуре учебных курсов;
  • общая направленность учебных планов образовательного учреждения;
  • содержание учебных предметов и учебников;
  • характер процесса обучения, в котором обнаруживается влияние уровня преподавания, в том числе особенности форм и методов, сообщаемого учащимся нового материала, характер их самостоятельной познавательной деятельности[4].

По мнению многих педагогов, движущей силой формирования познавательного интереса является противоречие между новой информацией и имеющимися знаниями.

В настоящее время проблема становления познавательного интереса стала актуальной в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании. В нашей стране идет процесс преобразований и реформ, которые затронули все стороны общественной жизни.

Система образования находится в состоянии кризиса, которое во многом определяется особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. Одновременно с этим, школьники все чаще и охотнее обращаются к внешним источникам информации. Источниками внешкольной информации могут быть:

  • средства массовой информации на печатной основе (книги, газеты, журналы);
  • электронные средства передачи информации (радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети, компьютерные игры, Интернет и др.).

Любая внешкольная информация может быть применена в учебных целях, поскольку она расширяет представления учащихся об окружающем их мире и процессах, протекающих в нем[5]. Однако проблема чрезмерно большого объема информации, подлежащей усвоению современными школьниками, не решается, наоборот, все больше обостряется. Обилие информационных потоков, многообразие информации приводят к дезориентации личности, становятся причиной различных фобий, вызывают фрустрационные эффекты. В связи с этим возникает необходимость формирования у учащихся познавательного интереса для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации.

В работах Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой и др. указывается на следующую закономерность в становлении познавательного интереса – это прохождение последовательно таких этапов, как: мотивационный, репродуктивно-деятельностный и творческий.

Современные медиа позволяют повысить познавательную активность учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к учебным предметам. Использование электронных медиа дает возможность эффективно реализовывать все три этапа становления познавательного интереса.

Заинтересованность современных школьников в различных технических средствах передачи информации и коммуникации обусловливает положительное отношение к учебным предметам, при изучении которых используются те или иные медиа, и этот мотивационный компонент требует дальнейшего развития. Исследования показывают, что средства массовой информации и коммуникации занимают важное место в повседневной жизни школьников, прежде всего, в области досуга. Однако учащиеся выражают также готовность к использованию современных технических средств на школьных уроках, в процессе подготовки домашних заданий. Многие школьники накопили достаточно большой опыт взаимодействия с различными электронными медиа, но эти взаимодействия мало контролируются и управляются родителями и учителями.

Средства массовой информации и коммуникации несут новые возможности для осуществления репродуктивно-деятельностного этапа становления познавательного интереса. При использовании современных медиа в образовании значительно меняется характер самого учебного процесса, методы, содержание обучения. Учеными также отмечается, что современные информационные средства значительно раздвинули возрастные возможности учащихся. Уже сейчас с их помощью школьников можно научить тому, что недавно было доступно лишь специалистам высокой квалификации[6]. При этом не медиа диктуют методы, формы и содержание обучения, они сами адекватно и действенно включаются в программы обучения, способствуя эффективной организации учебной деятельности.

Использование медиа в учебном процессе школы обеспечивает повышение информативной емкости содержания учебного занятия; способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций учебного процесса; сокращает время, позволяет усваивать больший объем знаний, концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий; позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными; формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.

Если традиционная система обучения направлена на стимуляцию мотивации достижения (получения хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование медиа ориентировано на воздействие на познавательные мотивы обучаемого. Познавательные мотивы способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность процесса обучения. Формирование таких мотивов осуществляется через специфические и неспецифические воздействия на мотивационную сферу обучаемого посредством методической помощи, указаний, занимательности работы, возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности. Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий усиливают психологический фактор мотивации обучения[7].

Использование медиа в обучении ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. При индивидуализации обучения, каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную только на него работу. При этом побуждается и мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность. Электронные медиа дают возможность подбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы виден непосредственно на уроке, а не через несколько дней. Ученик получает возможность реализовать собственные методы и приемы работы[8].

В условиях индивидуализации обучения необходимым является учет дидактических принципов личностно-ориентированного обучения, а это означает учет самоценности индивидуума; подход к обучаемому как к активному субъекту познания; опора на субъективный опыт обучаемого; ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого; учет его индивидуальных психофизиологических особенностей; развитие коммуникативных способностей личности.

Применение медиа - средств в учебном процессе способствует практической реализации личностно ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном обучении, индивидуализации и дифференциации обучения, предполагает субъективную активность, позволяет обучаемому найти способы самореализации, формирует умение самосовершенствования, самообучения, самообразования, творческое мышление[9].

Современные медиа обладают богатыми возможностями для творческого применения полученных знаний, представления результатов своей деятельности. С помощью электронных медиа учащиеся могут быстро и эффективно найти нужную им информацию; создавать собственные мультимедиапрезентации, например, для представления какого-либо доклада (сообщения); участвовать в проектной деятельности по предметам, в видеоконференциях, дистанционных конкурсах, олимпиадах; представлять результаты своей деятельности в сети Интернет и т.д. Использование медиа способствует развитию критического мышления школьников, навыков самостоятельной работы, самообразования.

Важнейшим показателем наличия и уровня познавательного интереса является мотивируемая им деятельность[10]. В.Г. Денисова в этой связи выделяет 4 уровня развития познавательного интереса:

  • низкий уровень характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения;
  • средний уровень характеризуется освоенной, алгоритмизированной (манипуляционной), более длительной деятельностью;
  • высокий уровень характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой деятельностью;
  • высший уровень характеризуется длительной, самостоятельной, сложной креативной деятельностью[1].

Основными источниками формирования познавательного интереса выступают:

  • содержание учебного материала;
  • процесс обучения;
  • vличность учителя.

В условиях информатизации образования данные аспекты приобретают новые, специфические, черты.

Содержание учебного материала. Современные технические средства предоставляют неограниченные возможности получения информации из различных банков данных. Можно выделить определенные принципы отбора информации, так как далеко не все оригинальные сообщения средств массовой информации и коммуникации пригодны для использования на уроках или во внеурочной деятельности по предмету.

Медиа-продукты учебного назначения и информация, используемая в них, входят составной частью в содержание обучения. Поэтому к отбору информации и подготовке медиа-продуктов учебного назначения нужно подходить с позиций отбора содержания учебного предмета, в основе которого лежат дидактические принципы:

  • принцип наглядности (доступность восприятия, достоверность формируемых образов, визуализация основных понятий как возможность показа, демонстрации, презентации объекта или явления, его отдельных сторон, признаков). Важно, чтобы медиапродукты, используемые в учебных целях, соответствовали данным критериям. При этом необходимо учитывать, что готовый продукт не должен быть перегружен иллюстрациями, графиками, анимационными и звуковыми эффектами. Экономное, но нацеленное использование различных медиальных форм презентации имеет лучший результат, чем пестрое нагромождение различных медиаподач материала.
  • принцип научности (трактуется как соответствие передаваемой учащимся информации современному научному знанию). Однако не всегда сообщение заведомо ошибочных сведений недопустимо. Сформировать критическое мышление на основе только полностью достоверной информации невозможно.
  • В содержание мультимедиа продуктов могут входить научно недостоверные сообщения. Такая информация служит материалом для формирования умения обнаруживать ошибки и неточности, вносить предложения по их исправлению. Кроме этого, на основе таких сообщений можно формировать умения:

    • воспринимать альтернативные точки зрения,
    • приводить аргументы за и против каждой из них,
    • трансформировать информацию.
    • принцип актуальности (устанавливает взаимосвязь между постоянно развивающейся наукой и технологией и учебным предметом). Актуальность можно понимать буквально, то есть как действенность, злободневность, соответствие запросам современности, особую важность для настоящего времени. Это предполагает немедленное обращение к публикуемым информационным сообщениям. Будучи близкими учащимся по времени, такие сообщения возбуждают у них интерес. Однако часто возникают препятствия в использовании злободневной информации в процессе обучения, связанные с тем, что её содержание не находит соответствия в учебной информации, составляющей основу занятия. Так возникает конфликт между актуальным медиасообщением и учебной информацией, которая имеет более высокий приоритет. Быстрое устаревание медиаинформации ограничивает круг сообщений, которые могут быть использованы.

    Критерии отбора сообщений для медиапродуктов можно сформулировать следующим образом:

    • в сообщении отражены события, близкие по времени;
    • сообщение представляет собой документальный текст, расширяющий представления об изучаемом предмете или имеющим историческую ценность;
    • сообщение является классическим текстом, хорошо знакомым всем;
    • информация имеет важное воспитательное значение.
    • принцип систематичности (может показаться, что данный принцип вступает в противоречие с необходимостью включения в учебный процесс актуальных медиасообщений, однако, принцип систематичности должен распространяться не только на изучение основ наук, но и на работу с медиапродуктами учебного назначения).

    В данном контексте полезным может быть создание некоторого банка таких продуктов и различных медиасообщений, включающего в себя наиболее часто используемые ресурсы, презентации, повторяющиеся сообщения по различным темам учебных курсов, с возможностью оперативной замены морально устаревшей информации новой, более актуальной.

    С позиций принципа систематичности медиаинформация может быть использована в учебных целях, если:

    • сообщение не разрушает структуру учебного курса;
    • медиапродукт расширяет представления об изучаемом предмете или имеет историческую ценность;
    • сообщение является классическим, хорошо знакомым всем учащимся.
    • принцип доступности (является важнейшим принципом обучения). При работе с медиапродуктами учебного назначения и сообщениями различных медиа как у учащихся, так и у преподавателя могут возникнуть затруднения, связанные с содержанием информации и со стилем её изложения.

    Эти затруднения связаны с тезаурусом человека, то есть с системой взаимосвязанных представлений, в которой отражается картина мира данного субъекта. Тезаурус определяет отношение субъекта к получаемой информации. При этом возможны три качественно различных случая:

    1. информация не находит соответствия в тезаурусе, не может быть к нему привязана и потому не меняет его. Такая информация субъектом воспринимается как «непонятная».
    2. информация частично соответствует тезаурусу и слегка меняет его. Такая информация воспринимается как «новая», «интересная».
    3. информация полностью соответствует тезаурусу и поэтому не меняет его. Такая информация воспринимается как «банальная».

    Поскольку тезаурусы разных людей различны, то возникновение тезаурусного барьера у одного вовсе не означает, что такой же барьер возникнет и у другого. Это значит, что трудность информации - субъективная характеристика сообщения, которую, однако, следует учитывать.

    Информация может быть использована в учебных целях, если:

  • данная информация несколько превышает тезаурус учащегося, которым он обладает на момент предъявления сообщения, благодаря чему она воспринимается не как банальная;
  • сообщение полностью соответствует тезаурусу субъекта, но освещает событие или факт с новой, возможно неожиданной, стороны;
  • есть возможность дидактической обработки сообщения, снимающей тезаурусный барьер (адаптация текста), с сохранением основной информации сообщения и стиля её изложения.
  • Помимо рассмотренных традиционных дидактических принципов, учет которых необходим для отбора медиа сообщений и их эффективного использования, можно выделить также дополнительные принципы принцип избыточности (средство обучения должно содержать избыточную информацию, связывающую референта с другим референтом или референтной группой; критериями отбора информации в этом случае будут служить мультидициплинарность, междисциплинарность и межтематичность сообщений); принцип комплементарности (средство, разрабатываемое на основе информации массмедиа, должно нести такую информацию, которая дополняла бы и развивала информацию других источников, используемых в обучении; критерий отбора содержания - соответствие содержания медиатекста содержанию учебного курса, точки пересечения «внешних» и учебных информационных потоков); принцип изоморфизма (создаваемое средство обучения должно правильно отражать специфику медиатекстов, обусловленную особенностями того или иного вида медиа)[5].

    Процесс обучения который перед нами выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. Новые средства обучения диктуют новые формы и методы обучения. Это уже качественно иной процесс: обучение в процессе общения, поиска информации и работы с ней. Здесь на первый план выступает главная движущая сила познания нового - интерес к новой информации, желание осмыслить ее, поделиться новыми знаниями с окружающими, применить имеющиеся знания и умения в конкретной ситуации.

    Различают следующие способы использования медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы:

    Современные медиа могут рассматриваться как инструмент, с помощью которого традиционные задания обрабатываются в специальной форме. Это охватывает всю область переработки текста. С недавних пор мы должны относить сюда также гипертексты. С помощью компьютера могут решаться поисковые задачи (лексики или банков данных), либо непосредственно с CD-ROMа, либо же посредством Интернета.

    Новые медиа могут быть использованы также как помощник в учении, если соответствующее программирование обеспечивает обогащение уровня знаний или учебного материала. Благодаря разнообразным возможностям таких программ предлагать мультимедийно обогащаемое знание расширяются и традиционные возможности использования медиа для наглядного представления того или иного объекта[11].

    Особая форма применения новых медиа представляет возможность их использования для коммуникации. Это происходит посредством соединения компьютеров на месте или по всему миру, чаще всего в форме так называемых электронных писем (e-mails), либо в форме видеоконференций (videoconferencing), при которых дети могут не только говорить друг с другом, преодолевая любые границы и расстояния, но и также видеть друг друга. Помимо этого к коммуникации относят возможность получать информацию через Интернет, также как и самим предоставлять информацию в пользование другим, как это уже делают многие ученические газеты в “WorldWideWeb”. В Интернете учащиеся могут быть как потребителями, так и производителями информации одновременно[12].

    Включение новых медиа в моделирование действительности (реальное или ирреальное) представляется нам важной, нацеленной на будущее функцией, в которой можно выявить сложные связи, которые иначе не были бы доступны наблюдению и изучению. Электронные медиа таким образом, а также посредством конструирования искусственных миров делают возможным новый масштаб исследования, который может быть использован и в педагогических целях[13].

    В будущем медиа будут играть в школе важную роль. Обучение будет осуществляться по большей части посредством самостоятельной организации учебных приемов и с помощью авторской продукции, то есть учебные материалы будут готовиться с помощью медиа (гипермедиа), а учебные процессы будут стимулированы самостоятельно. Урок станет проблемно ориентированным и будет проводиться в проектной форме.

    Личность учителя. В условиях информатизации большие требования предъявляются к педагогам. Современные технические средства в известной степени моделируют деятельность преподавателя. Безусловно, имея ряд неоспоримых преимуществ, открывающих новые возможности для учебно-воспитательного процесса, тем не менее, ни одно из технических средств сегодня не может претендовать на роль педагога-воспитателя. Так, например, компьютер способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия обучаемого и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывая те или иные темы предметной области. Конечно круг вопросов и тем, число вариаций определены заранее. Учитель же может ответить на любой вопрос, в том числе и неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности[14].

    В условиях информатизации образования задача педагогов превращается из «передатчика знаний» в «деятельность наставника, тренера, воспитателя»; учащиеся действуют с большой инициативностью и самостоятельностью, что характеризуется такими учебными формами как наставнические / консультирующие модели (tutorial system) или обучение по модели peer-to-peer.

    Многие педагоги имеют в распоряжении достаточно широких ряд технических средств. Использующие в своей работе электронные медиа, указывают, что при этом они преследуют, прежде всего следующие цели:

    1. повысить познавательную активность учащихся,
    2. повысить эффективность учебной работы,
    3. сделать урок более интересным.

    В условиях применения медиа на занятиях, как правило, используются индивидуальные или групповые формы работы. А сам факт использования медиасредств в учебно-воспитательном процессе направлен, по мнению учителей, на реализацию познавательных, эстетических и коммуникативных возможностей современных технических средств.

    Современные медиа играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей, и одновременно они служат обучаемым каналами презентации собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности. Работая в дидактической медиа-среде, ученик заинтересован не только в результатах деятельности, но и в самой деятельности. Интерес к существующим сегодня технологиям получения, преобразования, использования информации, анализу возможностей программных продуктов - это интерес к изучению информатики, проблем компьютеризации, что требует глубоких специальных знаний, напряженной работы по самообразованию. Этот специфический интерес требует не только специальных знаний, но и специфических качеств личности: развития алгоритмического и образного мышления, умения оперировать свернутыми структурами, умения анализировать информацию, проводить оценку ее качества. Высшей формой развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных медиа мы считаем интерес к продуктивной деятельности, к самостоятельному творчеству. Такой интерес не развивается спонтанно, но целенаправленно формируется в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса[15].

    Развитие познавательного интереса – сложный динамический процесс, который необходимо рассматривать с позиций основных подходов, принятых в педагогических исследованиях: системного, личностного, деятельностного, представлять как эволюцию субъектности ученика в дидактической системе, связывать с этапами становления личностного опыта. Такой анализ позволяет выявить динамику развития познавательной деятельности, особенности процесса формирования познавательного интереса на разных этапах развития в специфических условиях информатизации образования и на этой основе отобрать наиболее рациональные методы развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных медиа.

    Литература:
    [1] Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательного интереса учащихся//Автореф. дис. канд. пед. наук–М., 1987.
    [2] Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.
    [3] Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979.
    [4] Алборова С.З. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся//Автореф. дис. канд. пед. наук–Владикавказ: 1999.
    [5] Журин А.А. Включение внешкольной информации в контекст базового образования//Перспективы развития общего среднего образования: Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 1998.
    [6] Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988.–192 с.
    [7] Дацюк Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук, – М.: 2001.
    [8] Даниленко О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Москва – 2000.
    [9] Панюкова С.В. Информационные телекоммуникации в личностно-ориентированном обучении. – М.: Про-Пресс, 1998. – 226с.
    [10] Buhler Ch. Psychologie im Leben unserer Zeit. Munchen, 1962, S.179.
    [11] Tergan, Sigmar-Olaf: Lernen mit Texten, Hypertexten und Hypermedien. Retrospektive und State of the Art. In: Gruber, Hans/Renkl, Alexander (Hrsg.): Wege zum Konnen. Determinanten des Kompetenzerwerbs. Bern 1997, S.236-249.
    [12] Hasebrook, Joachim: Multimedia-Psychologie. Heidelberg 1995.
    [13] Reinmann-Rothmeier, Gabi/Mandl, Heinz: Auf dem Weg zur Entwicklung einer neuen Lernkultur. In: Kubicek, Herbert u.a. (Hrsg.): Lernort Multimedia. Jahrbuch Telekommunikation und Gesellschaft 1998. Heidelberg 1998, S.55-61.
    [14] Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 320 с.
    [15] Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде//Материалы международной конференции-выставки «информационные технологии в образовании» - Москва, 2001.