...Медиа Педагогика...

Включение компьютера и Интернета в процесс обучения

Общество, построенное на знаниях и информации, требует новой культуры обучения: учение приобретает более важное значение по отношению к преподаванию. Обучающиеся должны быть заняты, задействованы, необходимо освободить их от пассивной роли и дать им возможность самостоятельно организовывать учебный процесс. «Научиться» для учащихся вовсе не должно означать «достичь того же уровня знаний, что и их учителя». Сегодня требуется обучение на протяжении всей жизни, потому что прирост общественного знания осуществляется очень быстро.

Новые технические средства во многом определяют нашу повседневную жизнь и внедряются постепенно в образовательные учреждения. Преподаватели часто воспринимают такое стремительное включение медиа в образование как нечто угрожающее для себя. Потому что уже сегодня многих из них учащиеся могут значительно превзойти, используя различные медиа-средства. В данной ситуации необходимо изменение ролей преподавателей и обучаемых. Преподаватель, который пытается соответствовать новой роли и отходит немного назад (как фигура, дающая знания), беря на себя немного роль обучающегося, сможет получить новый позитивный опыт.

Новые технические устройства предлагают разнообразную, богатую обучающую среду. Они способствуют возникновению любознательности, приглашают к открытиям, экспериментированию, в решающей степени вносят вклад в обогащение форм учебной работы. Представить процесс обучения без компьютеров на данный момент уже не является возможным. Образовательная система должна оказать помощь в регулировании взаимодействия обучающихся с новыми техническими средствами и определить основные направления для их эффективного использования.

Новые медиа привели к созданию новых форм управления знаниями и организации знания. Обычные формы передачи знания критикуются: декларативное знание больше не востребовано, обучению, как процессу, нужно способствовать, создавать для него благоприятные условия. Традиционные занятия базируются на освоении структурированного содержания, которое учителя передают учащимся. Обучение в информационном обществе требует, однако, большей активности самих обучающихся, которые освоили техники, приёмы, методы самообучения. В обновляющемся процессе преподавания необходимы изменения: уход от строгих инструкций ведёт к такому взаимодействию, в центре которого находится сам учащийся и его индивидуальные способности и особенности.

Обучение по новым принципам означает:

  • самостоятельность,
  • кооперацию (сотрудничество),
  • интерактивность (взаимодействие),
  • креативность (творчество).

Способствовать новому обучению означает:

  • введение новых форм обучения;
  • создание новой роли преподавателя;
  • активное включение новых технических средств в обучающий процесс;
  • обеспечение свободного доступа к медиа-ресурсам.

Реализация такой смены парадигмы во многом зависит от готовности и инициативы преподавателей работать с различными медиа-устройствами.

Учебник, также как и прежде, является сегодня главным средством обучения, в сопровождении доски и мела или маркера. Более современные медиа, такие как кассеты, телевидение, видео или компьютер были интегрированы в образовательный процесс, не сместив при этом другие средства обучения или сделав преподавателей лишними. Преподаватели должны быть важнее, чем те или иные средства обучения: именно они определяют как, когда и где на занятии могут быть использованы те или иные медиа. Они выбирают, управляют: включают и выключают эти устройства, проматывают их вперёд и назад, повторяют что-то, задают вопросы. При этом учащимся не предоставляется пассивная роль простого потребителя информации. Использование медиа подразумевает их активную работу и участие в учебном процессе на разных его стадиях и этапах.

Включение современных технических устройств в процесс обучения зависит от технической оснащенности учебного заведения, функционального состояния оборудования и подходящего информационного содержания. Сегодня только немногие образовательные учреждения обладают таким количеством аудио-аппаратуры, которое бы обеспечило индивидуальное прослушивание текста каждым учеником. Во многих случаях речь даже не идёт о необходимом наборе видео-оборудования, компьютеров или камер, которые могли бы сделать обращение с данными медиа-средствами активным и самостоятельным. Многие преподаватели боятся использовать современные технические устройства и свободно внедрять их в свои учебные курсы, так как часто необходимое устройство сломано или имеет какие-либо дефекты, либо они сами чувствуют себя неполноценными в техническом смысле, не уверены, бояться ситуации, когда они окажутся в неловком положении перед учащимися.

Проблемы затрагивают и учебное содержание: сопровождающие учебные пособия аудиальные и видео-материалы быстро устаревают. Создание актуального, аутентичного программного обеспечения, которое дополняло бы традиционные медиа, часто очень сложно и затратно для преподавателей.

Опыт использования технических средств в процессе обучения – будь он позитивным или негативным – всегда является темой обсуждения в контексте включения современных технологий в образование.

Для включения современных медиа в образовательную среду, прежде всего, необходимо наличие достаточного количества оборудования; преподавательский состав должен пройти соответствующую подготовку для эффективного использования данных технологий в своей работе; важна достаточная обеспеченность образовательного учреждения дидактическим и аутентичным материалом для учащихся и преподавателей и возможность свободного доступа к нему.

Существует две основные концепции, с позиций которых можно рассматривать включение электронных медиа в процесс обучения. Использование новых средств в процессе обучения чаще всего связывают с конструктивистскими теориями.

Конструктивистская теория научения сформировалась на основе новых результатов исследований различных отраслей научного знания, затрагивающих вопросы обработки и сохранения информации: мы видим вещи не такими, какими они являются, а такими, как их интерпретирует наш мозг. Мозг создает модель мира. Поэтому не может существовать какого-то объективного знания об этом мире, а в каждый конкретный момент мы имеем дело лишь с нашим восприятием реальности, конструкторами которой являемся мы сами.

Понимание человека как реактивного существа, который без критики и отношения к своему собственному «Я» принимает предложенное знание на веру, ставится под вопрос. Конструктивистская концепция исходит из того, что учащийся сам конструирует знание. Это знание он приобретает на основе индивидуальных познавательных конструктов, при этом прошлый опыт человека и новая информация начинают взаимодействовать. Представители данной теории исходят из того, что знание приобретается в определённом контексте и ситуации. Выученное, таким образом, не может ни при каких обстоятельствах быть отделено от акта учения и ситуации, в которой материал был усвоен. Создание активирующей, ориентированной на учащихся обучающей среды становится в этом контексте особенно важным. При этом чем более аутентичной будет учебная ситуация, тем более вероятным становится переход учебной ситуации к реальной.

Теория бихевиоризма значительно повлияла на дидактику и теорию использования медиа в образовательном процессе. Данное учение основано на принятии того, что поведение индивидуума может управляться и подкрепляться внешними привлекательными предметами и явлениями (стимулами). Если ожидаемая реакция получена, то обратная связь служит для её подкрепления.

Основополагающими для этой концепции явились исследования американских психологов Скиннера и Крауера, которые приравнивали обучение к планомерному созданию условий для этого. Одновременно проводились эксперименты с большими ЭВМ и простейшими вопросно-ответными программами. В то время многие искренне верили в создание таких машин, которые бы полностью заменили учителя. Учебный материал выдавался небольшими порциями, процесс его усвоения подкрепляется похвалой или порицанием.

Использование современных медиа на занятиях с позиций бихевиористской теории гарантирует, что через них предоставляется определённая информации, даются справки, указания, которые должны вызвать заданное (желаемое) поведение в учебной ситуации.

Обучающие программы для компьютеров – основанные на тексте, мультимедиа или функционирующие через WWW – основаны часто на бихевиористской теории научения и из-за этого часто подвергаются критике. Современные технические устройства позволяют выполнять конструктивистские требования аутентичности, наличия множества контекстов обучения, автономного добывания знаний в ситуации социального взаимодействия и сотрудничества. Они всё чаще рассматриваются как инструменты для самоуправляемого обучения. Такие инструменты («cognitive tools») позволяют:

  • представить различные точки зрения на учебное содержание, аспекты его рассмотрения;
  • подготовить индивидуальные задания и способы их выполнения;
  • мотивировать учащихся посредством решения конкретных проблем;
  • предъявлять реальные требования в конкретных ситуациях;
  • осуществлять кооперативное обучение в группах;
  • передать обучающимся управление и контроль за обучением.

Новые технологии значимы для конструктивистских положений в 2 отношениях: они представляют собой, с одной стороны, «инструмент познания», и предлагают, с другой стороны, различное, богатое учебное окружение.

Даже в совершенной обучающей среде обучение невозможно без определённых инструкций, ориентаций и помощи. Проблемы, связанные с неоднородностью состава учебной группы, отсутствием мотивации или времени, не могут быть решены без инструкций и контроля со стороны преподавателя. Позитивным для обучающего процесса является так называемый «поддерживающий контроль».

На практике это означает, что для учащихся должно создаваться свободное пространство для их конструктивной деятельности, которое должно также оказывать обучающимся дополнительную, целенаправленную поддержку, особенно при возникающих трудностях и проблемах.

Современные технические средства обеспечивают богатое, разнообразное обучающее окружение для учащихся и преподавателя. Требования аутентичности, наличия более сложных и разнообразных контекстов могут лучшим образом выполняться в современных, обеспеченных персональными компьютерами условиях, чем в ситуациях использования старых технологий обучения. Наличие такого важного свойства, как соединение компьютеров друг с другом, обеспечивает широкий доступ к сохраненной на жестких носителях информации и значительно расширяет возможности коммуникации между пользователями. При этом содержание информации и коммуникации актуально и аутентично. Информация может быть представлена в различных медиальных формах. Письменный язык, звучащая речь, музыкальные фрагменты, шумы, изображения и видео можно найти здесь в различных комбинациях. Различные части информации соединены друг с другом, при этом данные соединения носят не линейный характер (как это характерно для традиционных средств обучения). Учащимся предоставляется возможность искать и структурировать информацию в соответствие с собственными критериями.

Если важнейшими задачами преподавателей на традиционных занятиях являются: определение целей обучения; выбор учебного содержания; адекватное методическое обеспечение; презентация материала; выбор и использование различных медиа; контроль за процессов обучения и др., то в контексте новых форм обучения, ориентированных на учащихся, и гипермедийного учебного окружения меняются и основные функции учителя. Прежде всего традиционные задачи учителя можно дополнить следующими: анализ группы учащихся; создание и реализация учебного сценария; учебное сопровождение; учебное консультирование.

Анализ каждого обучающегося – важная предпосылка для создания удобного учебного окружения: что ожидается в результате обучения, какие потребности, интересы, мотивы и опыт имеют учащиеся, в чём состоят их сильные и слабые стороны.

Каким должно быть содержание обучения? Как его найти и составить? Как должно быть организовано учебное пространство, чтобы оно опиралось на индивидуальный опыт обучающегося и стимулировало автономный учебный процесс?

Если, например, мы хотим предложить учащимся использовать на занятии какой-либо диск (CD-ROM), то нам необходимо хорошо знать это средство самим, и уже на основе этого мы можем определить, какие формы работы при этом возможны. Если же в качестве одной из составляющих учебного сценария является работа с Интернетом, то преподаватели должны заранее продумать, с какой информацией они планируют работать, либо же, каким образом эту информацию обучающиеся могут найти сами: подготовить соответствующие задания, которые могут помочь при поиске и структурировании информации (поисковые программы, закладки, обращение с программами-инструментами для дальнейшей обработки материала и т.д.).

Во время самого занятия преподаватель выступает в роли наблюдателя, советчика, консультанта. Учитель должен оставлять время для наблюдения за учащимися, анализа их способностей и умений, распознания их индивидуальных проблем, трудностей и осуществления индивидуального консультирования и обучающего сопровождения. Благодаря наблюдению и анализу учитель получает сведения, важные для новых учебных сценариев.