...Медиа Педагогика...

Электронные медиа как средство развития познавательного интереса учащихся

Современные средства массовой информации и коммуникации всё чаще выступают в качестве средства обучения. Любое средство обучения обладает определенными дидактическими возможностями, которые в соответствии с учебно-воспитательной задачей определяют его дидактические функции.

Широкий спектр дидактических возможностей электронных медиа требует научного осмысления, классификации, уточнения. Однако уже сегодня мы можем говорить о таких психолого-педагогических особенностях использования средств массовой информации и коммуникации в процессе обучения, как индивидуализации и дифференциации обучения с учетом особенностей, способностей школьников; свободном доступе к информации различных типов; осуществлении широкой коммуникации учащихся и учителей разных стран; широких возможностях для самостоятельной, творческой деятельности учителей и школьников; наличии надежной обратной связи, возможностей управления познавательной деятельностью и т.д.

Исследования многих авторов по проблеме проникновения современных медиа в образовательный процесс свидетельствуют о том, что средства массовой информации и коммуникации позволяют повысить познавательный интерес учащихся благодаря новым возможностям подготовки и презентации учебных материалов, новым формам и методам работы[1].

Вопросы развития познавательного интереса освещены в работах Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, С.А. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др. В целом мы можем определить познавательный интерес как избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся.

Развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели - развития творческих познавательных способностей учащихся.

Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.

Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет самостоятельные задания и т.д.

Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это значит прежде всего активизировать их мышление.

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Задача формирования у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой, ее решения. Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей, у учащихся, невозможно развить и их мышление.

Итак, используемые учителем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотивов учения.

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное новым, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, самостоятельно проводит опыты и т.д.

Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивы и интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Как все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес.

Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. - все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и др.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.

Таким образом, развитие познавательного интереса – сложный динамический процесс, который необходимо рассматривать с позиций основных подходов, принятых в педагогических исследованиях: системного, личностного, деятельностного, представлять как эволюцию субъектности ученика в дидактической системе, связывать с этапами становления личностного опыта. Такой анализ позволяет выявить динамику развития познавательной деятельности, особенности процесса формирования познавательного интереса на разных этапах развития в специфических условиях информатизации образования и на этой основе отобрать наиболее рациональные методы развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных медиа.

Современные медиа играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей, и одновременно они служат обучаемым каналами презентации собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности. Работая в дидактической медиа-среде, ученик заинтересован не только в результатах деятельности, но и в самой деятельности. Интерес к существующим сегодня технологиям получения, преобразования, использования информации, анализу возможностей программных продуктов - это интерес к изучению информатики, проблем компьютеризации, что требует глубоких специальных знаний, напряженной работы по самообразованию. Этот специфический интерес требует не только специальных знаний, но и специфических качеств личности: развития алгоритмического и образного мышления, умения оперировать свернутыми структурами, умения анализировать информацию, проводить оценку ее качества. Высшей формой развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных медиа мы считаем интерес к продуктивной деятельности, к самостоятельному творчеству. Такой интерес не развивается спонтанно, но целенаправленно формируется в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса[2].

Опросы и многочисленные наблюдения последних лет свидетельствуют о том, что современные средства массовой информации и коммуникации, прежде всего, электронные, играют в жизни школьников исключительно важную роль. Заинтересованность детей и подростков персональными компьютерами, Интернет, телевидением чрезвычайно высока. Однако информацию, получаемую из различных медиа-источников школьники не всегда или не эффективно используют в школе, при выполнении самостоятельных заданий. Многие образовательные учреждения просто игнорируют дидактические возможности новых медиа, а неконтролируемый ни родителями, ни учителями процесс взаимодействия детей с многочисленными информационными потоками часто приводит к негативным последствиям (Интернет – зависимость, синдром хакера, технократическое мышление, уход от действительности и др.). Сегодня всё чаще говорят о необходимости педагогического руководства процессом взаимодействия школьников со средствами массовой информации и коммуникации, об эффективных способах использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе (не только в рамках изучения курса информатики). Современные медиа-средства, действительно, предоставляют уникальные возможности для повышения познавательной активности учащихся, развития их познавательного интереса.

В сообщениях средств массовой информации подростки не ищут «новые знания», которые им «не додали в школе». На первое место выходит желание развлечься. Однако многие медиа берут на себя обучающие, просветительские, воспитательные функции. Школьники часто являются зрителями таких телевизионных программ или посетителями таких сайтов в Интернет, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе. При этом информация, которую школьники получают из различных медиа-источников, в отличие от учебной (школьной), обладает рядом привлекательных свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания детей и подростков. Большое значение имеет также то, что воспроизведение данной информации от ученика не требуется, в отличие от учебной информации, переданной ему учителем или зафиксированной в учебнике[3]. Все это делает медиа, как источник знаний, более привлекательным для учащихся, чем школьные уроки.

Учитывая высокую заинтересованность школьников современными информационными средствами, наличие у них уже достаточно большого опыта взаимодействия с различными медиа, последние могут быть успешно использованы в процессе школьного обучения, как на этапе первоначального возбуждения интереса к предмету, так и на дальнейших этапах развития познавательного интереса и поддержания познавательной активности учащихся.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках группового обучения, в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала, ориентированного на некоторого «усредненного» обучаемого. Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям средств массовой информации и коммуникации новое развитие. Медиа вносит принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Кроме того, впервые в истории образования появилась возможность в массовом масштабе использовать особый тип задач, направленных на рефлексию учащимися своей деятельности, на ее саморегуляцию, задачи такого типа трудно реализовать даже в условиях индивидуального обучения.

В целом можно выделить следующие возможности электронных медиа, способствующие развитию познавательного интереса школьников:

  • мультимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала. При электронные медиа в образовании мы имеем дело с так называемым психофизиологически ориентированным обучением, которое предполагает повышение эффективности обучения за счет создания оптимальных функциональных состояний, повышающих способность мозга к усвоению информации. Мультимедиа обеспечивает множественные каналы подачи информации и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком[4].
  • способность в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события, зависимости, числовые соотношения и т.п. Поскольку наглядно образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении, в том числе при разъяснении многих теоретических понятий, оказывается чрезвычайно эффективным[5]. Моделирование с помощью медиа позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения. Применение мультимедиа технологии позволяет задействовать все органы чувств человека и формирует красочный, объемный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению материала. Технология гипертекста может использоваться с целью активизации полученных ранее знаний, способствует развитию логического мышления, позволяет усилить творческую составляющую учебного труда[6].
  • возможность существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, получаемый из сети, иллюстрируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли[7]. В результате учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно работают с учебной литературой.
  • ориентация на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. При индивидуализации обучения, каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную только на него работу. При этом побуждается и мыслительная деятельность, более полно реализуются познавательные потребности, стимулируется творческая активность. Электронные медиа дают возможность подбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы виден непосредственно на уроке, а не через несколько дней. Ученик получает возможность реализовать собственные методы и приемы работы[5]. Применение медиа - средств в учебном процессе способствует практической реализации личностно ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном обучении, индивидуализации и дифференциации обучения, предполагает субъективную активность, позволяет обучаемому найти способы самореализации, формирует умение самосовершенствования, самообучения, самообразования, творческое мышление[8].
  • богатые воспитательные возможности медиа: они приучают к аккуратности, вниманию, четкости. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение. Работа с компьютером развивает у детей умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения[9]. Современные информационные технологии открывают новые дидактические возможности в процессе изучения эстетики. Так, информационные ресурсы глобальной сети Интернет предоставляют сегодня уникальные возможности совершить виртуальные путешествия во всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства: Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици, Метрополитен музей и увидеть гениальные творения великих художников. Компьютерные мультимедийные энциклопедии и телекоммуникационные технологии помогают изучать творчество выдающихся мастеров прошлого и настоящего, оказавших огромное влияние на формирование идей мировой художественной культуры. При этом компьютер является также инструментом освоения теоретических основ живописи, формирования художественного вкуса, развития фантазии и творческих способностей учащихся[10].
  • ориентация на познавательные мотивы обучаемого (в отличие от традиционной системы обучения, направленной на стимуляцию мотивации достижения). Познавательные мотивы способствуют устойчивой активности обучаемых и повышают эффективность процесса обучения. Формирование таких мотивов осуществляется через специфические и неспецифические воздействия на мотивационную сферу обучаемого посредством методической помощи, указаний, занимательности работы, возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности (при работе в сети – путем интерактивного диалога между обучаемым и системой, обучаемым и педагогом, системой и педагогом). Таким образом, средства информационных и коммуникационных технологий усиливают психологический фактор мотивации обучения[11].

Итак, рассматривая психолого-педагогические возможности использования новых медиа как средства развития познавательного интереса школьников, исследователи отмечают, что новые информационные технологии позволяют организовывать учебные знания и сведения в различной форме, с разной степенью сложности, с быстрым доступом к нужному модулю, с возможностью многократных повторений при необходимости в удобном темпе. Активное вовлечение в процесс обучения, наглядность, иногда недостижимая в естественных или традиционных лабораторных условиях, повышают мотивацию, способствуют лучшему усвоению материала.

Использование медиа в учебном процессе школы обеспечивает: повышение информативной емкости содержания учебного занятия; способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций учебного процесса; сокращает время, позволяет усваивать больший объем знаний; позволяет концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий; позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными; формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы.

Литература:
[1] Алборова С.З. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся, Автореф. дисс. канд. пед. наук – Владикавказ, 1999.
[2] Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде//Материалы международной конференции-выставки «информационные технологии в образовании» - Москва, 2001.
[3] Журин А.А. Школа, подростки, средства массовой информации, Монография. - М.: ЮНПРЕСС – 2000.
[4] Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары – 2000.
[5] Даниленко О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Москва – 2000.
[6] Василенко Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе, Автореф. дисс. канд. пед. наук – Санкт-Петербург, 2001.
[7] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
[8] Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании средств информационных телекоммуникаций. – М.: Про-пресс, 1998. – 120с.
[9] Локтюшина Е.А., Петров А.В. Компьютеры в школе: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: Перемена, 2001. – 144с.
[10] Гребенщикова В.Ю. Развитие творческой познавательной деятельности учащихся через эстетическое воспитание с использованием новых информационных технологий. - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13», - Великий Новгород: 2002.
[11] Дацюк Г.И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук, – М.: 2001.