...Медиа Педагогика...

Появление новых педагогических понятий в условиях информатизации образования

Непрерывно происходят изменения во всех сферах человеческой деятельности: в научно-технической, экономической, социальной, культурной. Эти изменения находят отражение в языке, в частности, в терминологии. Словарный состав педагогики, как и любой науки, находится в постоянном движении. В условиях современной модернизации и информатизации системы образования произошла существенная трансформация содержания многих понятий педагогики, проявились тенденции активного вовлечения иноязычных заимствований, внедрения в педагогику терминов других (смежных) наук, насыщения терминологии неологизмами (например, «тьютор»), дублетами (процесс калькирования или синонимизации понятий). Приток новых терминов также происходит за счет роста терминов-метафор и терминов-словосочетаний (например, «открытое образование», «менеджмент в образовании»)[словарь].

В отечественной педагогике вопросам, касающимся понятийного аппарата, уделялось немало внимания. Различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, И.М. Кантора, Б.Б. Комаровского, В.В. Краевского, Э.И. Моносзона, Ф.А.Фрадкина и др.. Научный аппарат специальной педагогики сформировался благодаря исследованиям крупных ученых из разных областей знаний: медицины, психологии, педагогики (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, Г.Я. Трошин, А.С. Грибоедов, М.П. Постовская, Ф.А. Рау и др.).

На этапе социально-экономических преобразований и связанной с ними реформой образования появилась необходимость переосмысления некоторых научных понятий, внесения изменений в терминологию науки. Это обусловлено созданием концепции непрерывного образования, появлением новых типов учреждений, развитием новых форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Безусловно, одной из важнейших тенденций современного образования в России и мире в целом является глобальный процесс информатизации, в рамках которого уже сегодня активно развиваются такие направления в педагогике, как медиаобразование, дистанционное обучение. В этой связи в терминологии науки появляются понятия «информатизация», «медиа», «информационные технологии обучения» и другие.

Информатизация образования, как правило, определяется как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Данный процесс можно рассматривать как процесс стихийный, вызванный глобальной информатизацией современного общества (последнее представляет собой глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена[1]).

Если же рассматривать процесс информатизации образования как процесс организованный и управляемый, направленный на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей[2] и реализации воспитательных и дидактических возможностей современных информационных ресурсов, то тогда данный процесс преследует, как минимум, следующие цели: 1) совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникативных сетей; 2) совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; 3) создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; 4) создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

В узком смысле информатизация образования – внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на электронных медиа, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

Термин «медиа» (от лат. «media» – средство) используется в современном мире в качестве аналога понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК): печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет. При этом электронные медиа рассматривается сегодня как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).

Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни человека возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств передачи информации и умения с ними работать, но и владения определенным уровнем критического мышления, умения самостоятельной работы, творческих способностей и т.д. Чрезвычайно ценной оказывается способность ориентироваться в личном информационном поле и, в целом, в существующем медиамире. Информатизация образования предполагает пересмотр традиционно сложившихся систем, содержания и методов обучения в контексте использования различных медиасредств.

В 60-е гг. XX века в педагогической науке ведущих стран мира (Великобритании, США, Австралии, Канады, Франции, Германии) сформировалось специфическое направление – медиаобразование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты и т.д. В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования средств массовой информации и коммуникации как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как математика, физика или география» [3, 4]. Сегодня медиаобразование рассматривается как направление в области образования, изучающее закономерности воздействия средств массовой коммуникации на человека, влияние различных видов информации на обучение и воспитание школьников и студентов, на их готовность применять новые технические средства в своей практической деятельности.

Медиаобразование основано на изучении медиакультуры, и его философско-методологической основой в российской педагогической науке принято считать теорию «диалога культур» М.М. Бахтина [5]. Согласно данной концепции культуры индивидуумов, социальных групп, народов, исторических эпох, стран и т.д. непрерывно взаимодействуют, обогащая, дополняя друг друга. По мнению А.В. Федорова, именно медиакультура благодаря современным техническим достижениям эффективно способствует объединению культур, создает новые возможности для их продуктивного диалога на глобальном (в масштабах наций, стран), межличностном и интравертном (внутри-личностном) уровнях [6].

Сложность и многогранность взаимодействия медиа и образования отражаются в сложной системе понятий, среди которых немало еще не получивших однозначного или общепризнанного толкования. В медиаобразовании и педагогической науке в целом так и не существует единой для всех стран мира терминологии. Как правило, не только научные школы, но и отдельные ученые предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность» и т.д.

Медиаобразование, интегрированное в базовое, призвано выполнять уникальную функцию подготовки обучающихся к жизни в информатизированном пространстве. Формирование навыков восприятия информации, умений конструировать вербальные копии визуальных образов, анализировать семантическую сторону информации и применять ее в практической деятельности обеспечивают повышение информационной компетентности и степеней свободы в обращении с информационными потоками и, как следствие, усиливают связь конечного результата обучения с уровнем медиаобразования обучаемых [7].

В этой связи чрезвычайно важным оказывается понятие медиакомпетенции. А. Барш, Д. Баке и Г.-Д. Ерлингер отмечают, что оно часто вырывается из педагогического контекста и рассматривается совершенно односторонне в медиатехнологическом аспекте или понимается как умение ориентироваться в информационном обществе.

Трудности в определении медиакомпетенции связаны с порождаемыми медиатехнологическим развитием быстрыми изменениями в обществе, масштабы которых трудно преувеличить. Поэтому не следует опираться на какие-либо конкретные формулировки, скорее должны быть учтены наиболее важные факторы [8].

Прежде всего, медиакомпетенция должна характеризовать общее умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа – ориентироваться и действовать в различных сферах медиамира. Стоит подчеркнуть, что сюда входят не только новые информационные технологии, но и уже давно освоенные. Работа с различными медиа организуется по-разному, и каждое техническое средство изучается как особый вид медиа. Кроме того, медиакомпетенция должна определяться по возрастным критериям, что означает, что медиакомпетенция дошкольника выглядит иначе, чем медиакомпетенция взрослого человека. Не в последнюю очередь мы должны исходить и из того, что рассматриваемое здесь умение следует понимать как умение открытое для будущего. Это делает определение медиакомпетенции еще более затруднительным, поскольку неизвестно, что она будет собой представлять уже через несколько десятилетий [9].

Основные критерии, на основе которых может быть сформулировано определение медиакомпетенции:

  • познавательный (когнитивный) (касается знания, понимания, анализа медиа и предлагаемой информации);
  • моральный (нравственный) (медиа должны рассматриваться и оцениваться в этическом аспекте; это касается не только медиасодержаний, но и аспектов производства медиа, например, совместимость с окружающей средой, социальная совместимость, а также предполагаемые влияния на коммуникацию и личность);
  • социальный (когнитивные и моральные аспекты действуют в социальной и политической сфере; человек должен осознавать свои права на медиа, а также ответственность за публикуемые материалы, представлять возможные последствия их воздействия);
  • аффективный (наряду с возможностью аналитической обработки информации медиа должны создавать условия для общения и организации досуга);
  • этический (этот критерий дополняет другие в том отношении, что медиа рассматриваются как посредники в выражении мыслей, чувств и информировании, при этом особо выделяется коммуникационно-эстетический аспект);
  • деятельностный (создаем ли мы медиа, выражаем ли с их помощью что-либо, получаем ту или иную информацию или просто экспериментируем – все это определяет показатель деятельности; по этому критерию оценивается умение пользоваться медиа, самостоятельно и активно организовывать работу с ними) [10].

Распространенным понятием сегодня является также понятие «информационных технологий». Под данным термином подразумеваются методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации[11]. Рассматривая информационные технологии обучения, необходимо обратиться к современному пониманию средств обучения.

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы образовательных учреждений различных типов и уровней; это дидактические средства, источники получения знаний, формирования умений. К ним относят различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся.

Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе относят также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др.[1].

Под информационной технологией в одних случаях понимают определенное научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией[12]. В контексте образования И.Г. Захарова понимает под данным термином совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, а также способы и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте[13].

В определенном смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая система, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио-/видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные устройства) для работы с дидактическим материалом.

Таким образом, информационную технологию обучения следует понимать как применение информационных средств для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности учащегося в ходе учебно-воспитательного процесса [14].

Если в зарубежной науке речь идет прежде всего об информационных технологиях обучения и соответствующем им программном обеспечении, то в отечественной дидактике важная роль отводится таким понятиям, как электронные издания и электронные ресурсы. В межгосударственном стандарте, вступившем в силу с 1 июля 2002 г., используется первое из них. Однако многие исследователи обозначают этим термином издания на локальных носителях, для сетевых же продуктов применяется формулировка «информационные ресурсы» [15].

Сегодня под электронными изданиями и ресурсами обычно понимают информационные продукты, для воспроизведения которых нужен компьютер. Как правило, изданиями называют продукты, размещаемые на материальных носителях: дискетах, дисках CD-ROM, DVD. Термин «информационные ресурсы» широко применяют в области телекоммуникаций (компьютеры, объединенные в сеть, легко обмениваются различной информацией).

Представляя себе обширное поле задач, с которыми успешно справляются электронные медиа, прежде всего персональный компьютер, стоит четко определить, что мы рассматриваем эти технические средства только в области образования. Учебная работа с электронными медиа строится на прикладном программном и информационном обеспечении, где базовыми составляющими являются электронные издания, то есть учебные материалы, выпущенные массовым тиражом или доступные для массового пользования (информационные ресурсы) [15].

Согласно ГОСТу, электронные издания различают:

  • по наличию печатного эквивалента (электронный аналог, самостоятельное издание);
  • по природе основной информации (текстовое, изобразительное, звуковое, мультимедийное издание, программный продукт);
  • по целевому назначению (официальное, научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное, учебное, массово-политическое, справочное, досуговое, рекламное, художественное издание).

Из перечисленных в стандартах к образовательным изданиям относятся:

  1. Учебное электронное издание.
  2. Научное электронное издание.
  3. Научно-популярное электронное издание.
  4. Справочное электронное издание.
  5. Художественное электронное издание.

Однако если исходить из того понимания медиапродуктов учебного назначения, при котором электронные издания и информационные ресурсы (ЭИР) классифицируются на локальные, сетевые и комбинированные продукты, то тогда имеет место большее число многофункциональных образовательных изданий и ресурсов. Основные направления структуризации этого множества следующие: образовательные ЭИР делят на информационно-справочные, учебные и общекультурные [16, 17]. Учебные ЭИР, в свою очередь, подразделяют на средства получения информации, проведения практических занятий и аттестации.

Понятие информационных технологий и современных технических средств обучения неразрывно связано с понятием электронных медиа, то есть, прежде всего, персональных компьютеров и Интернета. В связи с этим одним из центральных понятий педагогической науки сегодня является также понятие «компьютеризации обучения», под которым понимается в узком смысле как применение компьютера в качестве средства обучения, в широком – как многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Основные цели компьютеризации обучения: подготовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе, повысить эффективность обучения путём внедрения средств информатизации.

Различают два направления компьютеризации обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности; использование компьютера как объекта изучения. По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуализированное обучение, опирающееся на модель учащегося, его «историю обучения».

Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию, данные, относящиеся к способу решения поставленной им самим конкретной учебной задачи; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе. Использование компьютера в качестве средства обучения выявило необходимость пересмотра многих теоретических положений дидактики и педагогической психологии.

Безусловно, такие глобальные процессы, как информатизация и компьютеризация образования, внедрение в обучающую среду современных технических средств способствуют появлению многочисленных понятий, отражающих новую, информационную, реальность, интерактивную среду обучения. Новые категории возникают также быстро, как стремительно меняются и развиваются электронные медиа и медиапродукты, что является одной из объективных причин того, что многие понятия являются неоднозначными, быстро устаревают или меняют смысловую нагрузку.

Проблема систематизации и совершенствования понятийно-терминологической основы является актуальной в любой отрасли науки. Это особенно важно для профессиональной подготовки специалистов, чтобы в рамках изучаемых дисциплин не было противоречивых толкований различных понятий, а процесс обучения строился на основе строгой и возможно более полной системы терминов.

Литература:
[1] Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 110.
[2]. Формирование информационной культуры личности обучающихся. – Абакан, 2004. С. 108.
[3]. Kubey, R. (Ed.) (1997). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.) 484 p.
[4]. Media Education (1984). P. UNESCO, 211 p.
[5]. Библер В.С. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1994. С. 239 – 252.
[6]. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2001. №11. С. 15 – 23.
[7]. Зазнобина Л.С. Общее и особенное в медиаобразовании // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 1999. – С. 263 – 269.
[8]. Barsch A., Erlinger H.D. Medienpadagogik: Eine Einfuhrung. Klett-Cotta Verlag, Stuttgart, 2002.
[9]. Baacke, D.: Medienpaedagogik. – Tuebingen: Niemeyer, 1997, S. 105.
[10]. Aufenanger, Stefan, Lernen mit den neuen Medien – Perspektiven fur Erziehung und Unterricht. – Hamburg, 1998.
[11]. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 52.
[12]. Информатика: 6-7 класс: Учебник для учащихся средней школы/ [Макарова Н.В., Волкова И.В., Горлицкая С.И. и др.]; Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 1998. – 255 c.
[13]. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
[14]. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы // Бюллетень. 1998. №3/4 (13 – 14). – 322 с.
[15]. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 320 с.
[16]. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: Учебное пособие, М.: МГУП, 2003. – 234 с.
[17]. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. М.: «Европейский центр по качеству», 2003. – 384 с.