...Медиа Педагогика...

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИНФОРМАЦИИ МАСС-МЕДИА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Современные школьники являются активными потребителями информации различных медиа. По данным исследований, время, затраченное на просмотр телевизионных программ или работу с компьютером, уже приблизилось или превосходит время, которое ребенок проводит в школе[1]. А.А. Журин отмечает, что информация, которую школьники получают из различных медиа-источников, в отличие от учебной, обладает рядом привлекательных свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания детей и подростков. Большое значение имеет также то, что воспроизведение данной информации от ученика не требуется, в отличие от учебной информации, переданной ему учителем или зафиксированной в учебнике. Все это делает медиа, как источник знаний, более привлекательным для учащихся, чем школьные уроки[2].

Некоторые исследователи отмечают, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут «новые знания», которые им «не додали в школе»[3]. На первое место выходит желание развлечься. Однако многие медиа берут на себя обучающие, просветительские, воспитательные функции. Школьники часто являются зрителями таких телевизионных программ или посетителями таких сайтов в Интернет, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе. Но образовательные учреждения мало реагируют на дидактический потенциал медиа.

Уже в 60-е гг. XX века в ведущих странах мира в педагогической науке сформировалось специфическое направление медиаобразование, призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры. Цели и задачи медиаобразования учеными разных стран формулируются по-разному. В широком смысле данное направление изучает взаимодействие «медиа» с процессами обучения и воспитания людей.

В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям работы с современными СМИиК, рассматривается как часть специфической области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании различных дисциплин, таких, как математика, физика ли география».

Интеграция медиаобразования с традиционными школьными курсами предполагает, прежде всего, включение внешкольной информации в контекст базового образования.

При интеграции медиаобразования в традиционные школьные курсы немаловажную роль играет внешкольная информация. Источниками внешкольной информации могут быть:

  • средства массовой информации на печатной основе (книги, газеты, журналы);
  • электронные средства передачи информации (радио, эфирное, кабельное, спутниковое телевидение, видео, компьютерные сети, компьютерные игры, Интернет и др.).

Внешкольная информация может быть применена в учебных целях, поскольку она расширяет представления учащихся об окружающем их мире и процессах, протекающих в нем[4]. Однако можно выделить определенные принципы отбора информации различных медиа для использования на школьных уроках, так как далеко не все оригинальные сообщения средств массовой информации и коммуникации пригодны для использования на уроках или во внеурочной деятельности по предмету.

Чтобы выявить принципы отбора сообщений СМИ и критерии их соответствия этим принципам, необходимо учитывать свойства информации масс-медиа:

  1. отражая реальности повседневной жизни и реальности искусства, сообщения медиа дают возможность решения задачи объединения естественнонаучного и гуманитарного знания;
  2. особенностью информации медиа в отличии от учебных материалов является возможность использования её на разных этапах урока с разной целью;
  3. многофункциональность медиатекстов, которые адресованы одновременно каждому и никому конкретно, предоставляет прекрасный материал для формирования понимания направленности информационных потоков. Этому же служит и многослойность информации масс-медиа. Её основное назначение на школьных уроках может быть определено как обучение «нахождению смыслов», что не могут дать многие традиционные средства обучения;
  4. возможность различной интерпретации обладает огромным дидактическим потенциалом. Именно в этом скрываются возможности обучения принятию определенного отношения к получаемой информации, выявлению в ней скрытой составляющей, пониманию мировоззрения автора. На таких материалах очень удобно обучать школьников аргументации собственных высказываний и формировать умение не только слушать, но и слышать оппонента, развивать критическое мышление;
  5. особо стоит отметить междисципларность и мультидисциплинарность сообщений средств массовой информации. Использование в одном медиатексте сведений, относящихся к разным областям знания, позволят эффективно формировать у школьников убеждение о единстве наук, а применение сообщений масс-медиа в обучении «работает» на установление прочных межпредметных связей.

Информация, составляющая сообщения СМИ, в сущности является внешкольной, но, включенная в контекст образования, она становится учебной и входит составной частью в содержание обучения. Поэтому к отбору внешкольной информации нужно подходить с позиций отбора содержания учебного предмета, в основе которого лежат дидактические принципы[4].

Принцип наглядности, впервые сформулированный в «Великой дидактике» Коменского, являлся в течение столетий одной из центральных проблем в исследованиях дидактов и методистов. Во времена Коменского весь мир человека заключался лишь в его чувственно воспринимаемой части, отсюда и требование великого педагога Средневековья «всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Сегодня намного важнее в процессе обучения сделать наглядным то, что никакими чувствами не может быть воспринято: объекты и явления микро- и мега-мира, абстрактные обобщения и т.п. Отсюда проистекает такое понимание наглядности, в основе которого лежит необходимость представления в чувственной форме сложных объектов и процессов, которые во времена Коменского не составляли и не могли составлять содержание обучения. И в этом контексте использование возможностей современных медиа представляется исключительно полезным.

Т.С. Назарова выделяет следующие признаки наглядности:

  1. доступность восприятия (понимания);
  2. достоверность формируемых образов через моделирование или аутентичность;
  3. визуализация основных понятий как возможность показа, демонстрации, презентации объекта или явления, его отдельных сторон, признаков[5].

Важно, чтобы медиапродукты, используемые в учебных целях, соответствовали данным критериям. Кроме того, принцип наглядности выдвигает два жёстких требования, относящихся к отбору сообщений масс-медиа и к процедуре создания средства обучения на их основе:

  • учёт и творческое использование накопленного опыта создания средств обучения;
  • тщательная экспериментальная проверка дидактических качеств созданного средства обучения до его массового выпуска и использования в учебных целях.

Принцип научности в традиционной дидактике трактуется как соответствие передаваемой школьникам информации современному научному знанию.

«Научность в преподавании достигается, прежде всего, достоверностью сообщаемых фактов, правильными обобщениями и теоретическими истолкованиями их. Сообщение заведомо ошибочных сведений с целью якобы облегчения понимания изучаемых предметов и процессов совершенно недопустимо»[6]. По отношению к медиаобразованию такое понимание принципа научности выступает «уничтожителем» самой идеи формирования критического мышления[4]. Критическое мышление нельзя сводить к простому поиску ошибок в получаемой информации: это понятие гораздо шире. Сформировать критическое мышление на основе только полностью достоверной информации невозможно без предъявления образцов ошибочных сведений.

Научно недостоверных сообщений средства массовой информации передают значительное количество. Такая информация служит материалом для формирования у школьников умения обнаруживать ошибки и неточности, вносить предложения по их исправлению. Кроме этого, на основе таких сообщений можно формировать у школьников умения:

  • воспринимать альтернативные точки зрения,
  • приводить аргументы за и против каждой из них,
  • трансформировать информацию.

Исходя из изложенного понимания принципа научности, можно предложить следующие критерии отбора сообщений СМИ:

  • информация не противоречит современным научным представлениям;
  • в сообщении есть научные неточности и ошибки, которые после дидактической обработки информации не повлекут за собой формирование у обучающихся искаженной картины мира;
  • сообщение представляет собой исторический документ, показывающий пути развития научного знания и предъявляемый обучающимся после дидактической обработки информации[4].

Принцип актуальности с позиций классической дидактики устанавливает взаимосвязь между постоянно развивающейся наукой и технологией и школьным учебным предметом. В рамках интегрированного медиаобразования актуальность можно понимать буквально, то есть как действенность, злободневность, соответствие запросам современности, особую важность для настоящего времени. Это предполагает немедленное обращение учителя к публикуемым в СМИ информационным сообщениям. Будучи близкими ученикам по времени, такие сообщения возбуждают у них интерес: учащиеся хотят больше узнать о происходящих событиях. Однако часто возникают препятствия в использовании злободневной информации в процессе обучения, связанные с тем, что её содержание не находит соответствия в учебной информации, составляющей основу урока. Так возникает конфликт между актуальным сообщением СМИ и учебной информацией, которая имеет более высокий приоритет.

Быстрое устаревание информации СМИ ограничивает круг сообщений, которые могут быть использованы на уроке или во внеурочной учебной деятельности школьников. Другими словами, мы имеем дело с темпоральным барьером, который в данном контексте нужно понимать как падение интереса учащихся к событию с увеличением времени, прошедшим между сообщением и включением сообщения в учебно-воспитательный процесс.

С позиции принципа актуальности в учебный процесс могут быть включены сообщения, имеющие ценность, которая не зависит от времени их опубликования.

Критерии отбора сообщений средств массовой информации можно сформулировать следующим образом:

  • в сообщении СМИ отражены события, близкие учащимся по времени и волнующие их (в идеальном случае эти события должны происходить в то время, когда информация предъявляется учащимся);
  • сообщение представляет собой документальный текст, расширяющий представления учащихся об изучаемом предмете или имеющим историческую ценность;
  • сообщение масс-медиа является классическим текстом (художественная литература, кино, живопись, скульптура и т.п.), хорошо знакомым всем;
  • информация сообщения СМИ имеет важное воспитательное значение.

Принцип систематичности. С одной стороны, может показаться, что данный принцип вступает в противоречие с необходимостью включения в учебный процесс актуальных сообщений средств массовой информации. С другой стороны, принцип систематичности должен распространяться не только на изучение основ наук, но и на работу с сообщениями средств массовой информации. В данном контексте нам представляется полезным создание некоторого банка сообщений средств массовой информации, включающего в себя наиболее характерные, повторяющиеся сообщения по различным темам школьных курсов, с возможностью оперативной замены морально устаревшей информации новой, более актуальной. С позиций принципа систематичности информация, содержащаяся в сообщении СМИ, может быть использована в учебных целях, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • сообщение СМИ не разрушает структуру школьного курса;
  • информация может достаточно длительное время храниться в банке данных;
  • сообщение масс-медиа представляет собой документальный текст, расширяющий представления учащихся об изучаемом предмете или имеющим историческую ценность;
  • сообщение СМИ является классическим, хорошо знакомым всем учащимся[4].

Принцип доступности является важнейшим принципом обучения. При работе с сообщением средств массовой информации у школьников могут возникнуть затруднения, связанные, во-первых, с содержанием информации и, во-вторых, со стилем её изложения.

Затруднения первого рода непосредственно связаны с тезаурусом ученика, то есть с системой взаимосвязанных представлений, в которой отражается картина мира данного субъекта. Тезаурус определяет отношение школьника к получаемой информации. При этом возможны три качественно различных случая:

  1. информация не находит соответствия в тезаурусе, не может быть к нему привязана и потому не меняет его. Такая информация субъектом воспринимается как «непонятная».
  2. информация частично соответствует тезаурусу и слегка меняет его. Такая информация воспринимается как «новая», «интересная».
  3. информация полностью соответствует тезаурусу и поэтому не меняет его. Такая информация воспринимается как «банальная»[7].

Поскольку тезаурусы разных учеников различны, то возникновение тезаурусного барьера у одного учащегося вовсе не означает, что такой же барьер возникнет и у другого. Это значит, что трудность информации - субъективная характеристика сообщения, которую, однако, следует учитывать при отборе сообщений СМИ для использования в учебных целях.

Наиболее оптимальным, очевидно, будет использование текстов небольшой сложности, но представляющих определенную трудность для ученика, то есть таких, информация которых служит приращению тезауруса школьников.

Таким образом, информация, содержащаяся в сообщении масс-медиа, может быть использована в учебных целях, если:

  • данная информация несколько превышает тезаурус ученика, которым он обладает на момент предъявления сообщения, благодаря чему она воспринимается не как банальная;
  • сообщение полностью соответствует тезаурусу школьника, но освещает событие или факт с новой, возможно неожиданной, стороны;
  • есть возможность дидактической обработки сообщения, снимающей тезаурусный барьер (адаптация текста), с сохранением основной информации сообщения и стиля её изложения.

Расширение спектра задач, на решение которых направлено разрабатываемое средство обучения, за счет включения задач медиаобразования делает недостаточными критерии, основанные на принципах обучения. Поэтому можно выделить также дополнительные принципы отбора информации масс-медиа:

Специфический принцип отбора информации принцип избыточности: средство обучения должно содержать избыточную информацию, связывающую референта с другим референтом или референтной группой.

Критериями отбора сообщений средств массовой информации в этом случае будут служить мультидициплинарность, междисциплинарность и межтематичность сообщений.

Средства медиаобразования для школьного курса, созданные с учетом этого принципа, послужат развитию умений у учащихся вычленять главные мысли в информации, выявлять скрытый смысл, понимать мировоззрение автора, определять цели коммуникации, соотносить форму, содержание и назначение (аудиторию) сообщения.

Вместе с тем средство медиаобразования, разрабатываемое для того или иного школьного курса, должно нести школьникам такую информацию, которая дополняла бы и развивала информацию других источников, используемых в обучении, т.е. была ей комплементарна.

В качестве критерия отбора сообщений СМИ, удовлетворяющих принципу комплементарности, можно считать соответствие содержания медиатекста содержанию школьного курса (по Л.С. Зазнобиной, точки пересечения внешкольного и учебного информационного потоков)[8].

Один из основополагающих в теории создании и использования средств обучения принцип изоморфизма, в соответствии с которым референт и его эквивалент, передаваемый средством обучения, должны находиться в соотношениях соответствия друг другу, получает некоторое развитие. Оно связано с тем, что в роли референта выступают не только объекты научного знания, но и медиатексты, и сами средства массовой информации. Это означает, что средство медиаобразования должно правильно отражать специфику медиатекстов, обусловленную особенностями того или иного вида медиа.

Таким образом, требования к сообщениям средств массовой информации, на основе которых разрабатываются средства медиаобразования, дополняются требованиями мультидисциплинарности сообщения, его комплементарности школьному курсу и возможности разработки средства обучения, изоморфного выбранному виду СМИ.

Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и “внешних” информационных потоков. Обеспечивать их пересекаемость. Затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые позволяет именно этот учебный материал[8].

Литература:
[1] Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: ЮНПРЕСС, 1998. - 45 с.
[2] Журин А.А. Школа, подростки, средства массовой информации, Монография. - М.: ЮНПРЕСС - 2000.
[3] Федоров А.В. Молодежь и медиа: проблемы и перспективы//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 1, 2001.
[4] Журин А.А. Включение внешкольной информации в контекст базового образования//Перспективы развития общего среднего образования: Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 1998.
[5] Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: Технология создания и использования. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - С. 33.
[6] Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии в средней школе: Пособие для учителей. - М.: Учпедгиз, 1958. - 612 с. - С. 25.
[7] Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. - М.: Русский мир, 1997. - 304 с. - С. 73.
[8] Зазнобина Л.С. Технология интеграции медиаобразования с различными учебными дисциплинами.//На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 400с. - С.178-182.