...Медиа Педагогика...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ

Сегодня Интернет все больше входит в нашу жизнь. Его роль в современном мире оценивается философами, социологами, педагогами и психологами по-разному: наряду с негативным влиянием всемирной информационной сети на психику детей и подростков важным аспектом многих исследований сегодня являются образовательные возможности Интернет, тот дидактический и воспитательный потенциал, который содержится во многих Интернет - ресурсах.

В целом количество пользователей сети оценивается более чем в 600 миллионов человек (из них 12 миллионов в России), и это число, как и количество информационных страниц, увеличивается с каждым годом[1]. Доступность Интернет для детей постоянно растет. С возрастом число пользователей Интернет увеличивается, с другой стороны, с каждым годом сами пользователи становятся все моложе.

Несмотря на наличие у большинства детей опыта общения с электронными медиа, многими учеными отмечается отсутствие у них четких знаний о конкретных видах работы и о широких образовательных возможностях этих технических средств. Это явление ставит новые требования перед родителями, школой и авторами различных медиа – продуктов, в том числе и ресурсов Интернет.

Дети и подростки используют Интернет с разными целями. Во-первых, они испытывают потребность в общении со сверстниками, в новых знакомствах, контактах, возможностях обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через электронную почту, чаты, гостевые книги, форумы. Одних привлекает возможность общаться от разных лиц, другие компенсируют таким образом недостаток общения в повседневной жизни, используют глобальную информационную сеть как способ самоутверждения. Во-вторых, Интернет позволяет получать информацию, которая действительно интересует детей и подростков. Степень доверия к информации, представленной в сети, достаточно высока, так как там они могут найти большой объем данных по одному и тому же вопросу. Насколько они эту информацию воспримут, уже будет зависеть от того, обучены ли пользователи аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением[2].

Таким образом, для многих детей и подростков Интернет становится, прежде всего, привычным и удобным средством для общения и получения информации. Как показал наш опрос, наиболее распространенными видами деятельности многих самарских школьников в Интернет являются перекачивание музыки, готовых рефератов, компьютерных игр, то есть работа с ресурсами всемирной компьютерной сети носит преимущественно репродуктивный характер.

Сегодня часто говорят о негативных последствиях работы детей с компьютером и Интернет (в частности о бесконтрольности детского Интернет – пользования, «небезопасности» общения детей с электронными медиа), что приводит к различным психическим расстройствам, проявлению насилия в поведении детей.

Доступ к Интернет – услугам осуществляется преимущественно из дома, а также от друзей. Лишь 2% школьников используют компьютер и Интернет на занятиях в школе. «Интернет–социализация» многих школьников связана именно с родителями. Что же касается заинтересованности родителей в содержании работы их детей на компьютере, то 52% детей, принявших участие в опросе, отметили, что их родители интересуются тем, что они делают на компьютере. 56% детей ответили, что они могут делать на компьютере все, что хотят.

Любой ребенок может попасть на так называемые «сайты для взрослых» (среди самарских школьников более 10% детей, по меньшей мере, 1 раз в неделю посещают такие страницы). Часто информация данных ресурсов пропагандирует различные формы насилия, отрицательно влияющие на психику детей.

Безусловно, в Интернет существуют и специализированные детские страницы, многочисленные образовательные сайты по различным школьным предметам, электронные словари, энциклопедии и другие ресурсы, ориентированные именно на школьную аудиторию[3]. Однако эти возможности редко используются в современной общеобразовательной школе, дидактический потенциал многих ресурсов просто игнорируется и родителями, и учителями[4].

Изучение множества специализированных образовательных сайтов показало, что их создатели не учитывают особенности психологии детей, прежде всего, младших школьников. Для них, несмотря на огромное стремление именно этой категории учащихся получать знания в Интернет, до сих пор не приспособлен ни один образовательный сайт[1].

Сегодня дети нуждаются в комплексной, профессиональной поддержке и обучении, прежде всего, со стороны педагогов, чтобы научиться использовать ресурсы Интернет более творчески, более продуктивно работать с существующими веб-возможностями; например, участвовать в онлайн конференциях и дистанционных образовательных проектах, быстро находить требуемую информацию и уметь ее критически осмыслить, создавать собственные сайты и т.д. Важно сформировать у детей понимание необходимости рационального, не приносящего вред здоровью пользования компьютером и Интернет.

Все это в итоге должно способствовать повышению уровня критического мышления, информационной культуры, «медиакомпетенции» современных российский школьников.

Литература:
[1] Канаво В.А. Интернет – технологии в образовании//Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб. науч. статей. Выпуск первый. – Москва: ИОО МОН РФ, 2004. – 186 с. – С. 73-79.
[2] Якушина Е.В. Обучение подростков целенаправленному поиску информации и работе в сети Интернет//Сб. материалов научно-практической конференции молодых ученых «Педагогические технологии в средней общеобразовательной школе: проблемы и перспективы». – М.: ИОСО РАО, 1999. – С. 65-69.
[3] Федоров А.В. Молодежь и медиа: проблемы и перспективы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 1, 2001.
[4] Зазнобина Л.С. Медиаобразование в Российской школе // Magister. – № 1.7, 1995.