...Медиа Педагогика...

Эффективное использование медиа в рамках реализации концепции информатизации образования

Медиа играют важную роль в развитии современного российского общества. В связи с этим образование, как и многие другие социальные институты, не должно игнорировать особенности глобального процесса информатизации. Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит перед образовательной системой задачу воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем медиамире. Одним из путей достижения этого является целенаправленное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс.

Электронные медиа выступают как комплексное средство освоения человеком окружающего мира, а такие их специфические черты, как мультимедийность, интерактивность, способность к моделированию, коммуникативность и продуктивность, в образовательном процессе получают функциональную нагрузку и позволяют разрабатывать на этой основе медиапродукты учебного назначения, информационные технологии обучения.

А.В. Федоров и А.А. Новикова отмечают, что включение информацион-ных и коммуникационных средств в образовательные процессы целесообраз-но осуществлять на основе трех подходов: интегрированного (на материале имеющихся учебных предметов); факультативного (посредством создания сети факультативов, кружков); специального (путем введения новой дисциплины). Реализация специального подхода, на наш взгляд, не возможна вне связи с двумя другими. В свою очередь последние могут быть осуществлены органичным целеполаганием, нахождением точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков.

В современной педагогической литературе информационные технологии, как правило, рассматриваются в качестве средства повышения эффективности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (С.З. Алборова, Н.В. Василенко, О.В. Даниленко, Г.И. Дацюк, Ю.Н. Егорова, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, И.Г. Захарова, Е.А. Локтюшина, Е.В. Якушина, Е.Н. Ястребцева). Электронные медиа, объединяя в себе все возможности, присущие различным информационным средствам, реализуют целый комплекс воздействий на школьную и студенческую аудиторию. Эта многофункциональность открывает новые пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем значительно меняете! роль преподавателя и учащегося, характер самого обучения, его методы, формы и содержание.

Для эффективного использования электронных медиа в новых условиях актуальными являются знания о существующих медиапродуктах учебного назначения, умение создавать собственные материалы такого типа, находить точки пересечения учебных и внеучебных информационных потоков, учитывать педагогические аспекты использования медиа в учебно-воспитательном процессе. Среди последних выделены следующие:

  • улучшение восприятия и запоминания материала через создание опти-мальных функциональных состояний, повышающих способность мозга к ус-воению информации;
  • активизация новых возможностей для реализации дидактического принципа наглядности обучения (мультимедиа позволяют задействовать вес органы чувств, технология гипертекста активизирует полученные ранее знания, способствует развитию логического мышления и т.д.);
  • более строгий учет эргономических требований к учебным материалам (учащийся, студент сам определяет наиболее эргономичные для него характеристики изучаемой информации);
  • ориентированность на индивидуализацию обучения в рамках единого учебно-воспитательного процесса;
  • использование богатых воспитательных возможностей: электронные медиа приучают к аккуратности, развивают внимание, гибкость мышления, умение планировать свою деятельность, стимулируют творческие способности;
  • формирование у обучаемых познавательных мотивов.

Учет перечисленных аспектов позволяет оптимально использовать дидактический и воспитательный потенциал электронных медиа. Однако вопросы глобальных изменений личности под влиянием электронных медиа в полной мере еще не изучены. В работах Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, И.Г. Захаровой отмечается, что новообразования, которые возникают в процессе взаимодействия с медиа, переносятся в условия живого межличностного общения, и наоборот: особенности традиционной деятельности становятся присущи компьютеризированной. Данные взаимно-направленные воздействия формируют сложную структуру видов деятельности, которая требует дальнейшего тщательного изучения. Электронные медиа, действительно, позволяют сделать процесс обучения более интересным, наглядным, однако нецелесообразное использование этих технических средств может привести к серьезным потерям.

Современные информационные условия предъявляют новые требования к личности педагога, его профессиональным качествам, меняют его роль в образовательном процессе. Технические средства облегчают доступ к самой разнообразной информации. Задача педагога состоит в том, чтоб направить учащихся на самостоятельное получение знаний, грамотно, и целесообразно, взвешенно организовать взаимодействие учащихся с меди обеспечить реализацию воспитательного и дидактического потенциала применяемых педагогических средств.

Электронные медиа благодаря своим специфическим характеристикам в определенном объеме могут моделировать деятельность преподавателя, однако полностью заменить его, отдав ему лишь роль наблюдателя-консультанта, они вряд ли смогут в обозримом будущем. Однако по мнению А.В. Федорова, Т.А. Шумилиной, педагог не должен игнорировать влияние информационных и коммуникационных средств на образовательный процесс; ему следует гармонизировать, корректировать многочисленные информационные потоки, использовать их в педагогических целях.

А.В. Осин считает, что учитель сегодня должен уметь не просто грамотно использовать имеющиеся медиапродукты учебного назначения, привлекать к своей работе те или иные информационные ресурсы, но и самостоятельно разрабатывать собственные учебные продукты, эффективно применять электронные медиа как на этапе подготовки к занятиям, так и непосредственно в процессе преподавания, а также с целью повышении собственной квалификации. Гибкость педагога, его ангажированность, творческая активность в использовании медиа являются определяющими условиями успешного использования современных информационных и коммуникационных средств в рамках учебно-воспитательного процесса. Изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей позволило представить готовность педагога к использованию электронных медиа в своей работе как некоторую интегративную характеристику, складывающуюся из информационного, мотивационного, целевого и деятельностного компонентов.

На основе перечисленных теоретических аспектов использования медиа в образовании (их специфических характеристик, педагогических аспектов использования в учебно-воспитательном процессе) и требований к преподавателю в новых, информационных, условиях можно определить следующие способы эффективного применения электронных медиа в учебно-воспитательном процессе:

  1. Инструмент, с помощью которого традиционные задания обрабатываются в специальной форме (прежде всего, это охватывает область переработки текста, например, подготовка сообщений, докладов, мультимедиа презентаций и т.д.).
  2. Помощник в учении (работа с электронными словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным предметам).
  3. Средство коммуникации (благодаря соединению компьютеров в локальную сеть или по всему миру, чаще всего в форме электронных писем – e-mails, либо видеоконференций – videoconferencing, когда учащиеся и преподаватели могут общаться, преодолевая любые границы и расстояния).
  4. Инструмент моделирования действительности (электронные медиа по-средством конструирования искусственных миров открывают новую и носкость в исследованиях; в рамках разработанного нами курса данный аспект нашел свое отражение в виде виртуальных экскурсий в музеи).