...Медиа Педагогика...

Содержательные аспекты программы курса «Медиапедагогика» для студентов педагогических специальностей

Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путем воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем медиамире, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Современные медиа выступают как комплексное средство освоения человеком окружающего мира, а такие специфические черты электронных медиа, как мультимедийность, интерактивность, моделирование, коммуникативность и продуктивность, позволяют говорить о новых образовательных функциях медиа и разрабатывать на этой основе медиапродукты учебного назначения, информационные технологии обучения.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активировать образовательный процесс. Медиа вносят принципиальные изменения в содержание и методы обучения, позволяют использовать особый тип задач, направленных на рефлексию учащимися своей деятельности, на её саморегуляцию. Электронные медиа, благодаря своим специфическим характеристикам, дают возможность лучше воспринимать и запоминать материал, позволяют повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам, обладают богатыми воспитательными возможностями, их использование в учебно-воспитательном процессе ориентированно на формирование познавательных мотивов обучаемых. Учет психолого-педагогических особенностей использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе является важным для перестройки системы образования в соответствии с требованиями современного информационного общества.

Понимание и учет данных особенностей позволяют современному педагогу простроить свою деятельность в соответствие с современными изменениями в информационном мире, с новыми информационными потребностями современных школьников и студентов, четко и правильно организовать процесс решения различных проблем, возникающих в данной сфере, умело использовать медиа в процессе повышения собственной профессиональной квалификации.

Касаясь роли медиа в современном образовании, стоит отметить, что большая часть педагогов использует медиа лишь в аспекте реализации дидактического принципа наглядности, не зная, об их других дидактических и воспитательных возможностях.

Таким образом, представляется совершенно очевидной необходимость целенаправленной подготовки в области медиаобразования современного педагога, выработки у него навыков восприятия информации, умений конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности информации и применять ее в практической деятельности, и как следствие – повышать информационную компетентность и степень свободы в обращении с информационными потоками.

В нашей стране достаточно продолжительное время действуют курсы переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава в области информационных технологий. Если на ранних этапах своего существования данные курсы имели относительно общий, ознакомительный, характер и были направлены, прежде всего, на знакомство преподавателей с возможностями современных информационных средств, компенсировали пробелы в их знаниях компьютерной техники и базового программного обеспечения, то сегодня многие курсы отличает предметно-ориентированный характер (способы применения конкретных технических средств, ресурсов в процессе преподавания опре-деленной дисциплины, способы, приемы, формы работы, обмен опытом и т.д.).

Однако, несмотря на очевидный прогресс в данной области, всё более важной представляется специальная подготовка будущих педагогов к применению современных информационных и коммуникационных технологий в своей работе ещё на этапе профессионального обучения в вузе, а следовательно, разработка и внедрение в процесс вузовского образования нового курса, который позволил бы максимально точно учитывать требования глобального процесса информатизации к личности современного педагога и выпускников современных образовательных учреждений (в первую очередь, педагогических специальностей вузов), обеспечил бы комплексную и разностороннюю подготовку будущих педагогов к профессиональной педагогической, исследовательской дея-тельности в новых (информационных) условиях.

Одним из основных требований к подобным курсам является их базирование на принципах комплексности, системности, преемственности. Современные медиа представляют собой цельную информационную технологическую цепочку, поэтому не могут и не должны рассматриваться как разрозненные информационные технологии. Обучение эффективной работе с ними необходимо организовывать по принципу «от простого к сложному», от мелких операций к масштабным проектам [1]. Формирование и развитие медиакомпетенции будущих педагогов находятся в тесной взаимосвязи с формированием и развитием основных профессиональных компетенций специалистов в данной области, поэтому не могут рассматриваться изолировано от процесса профессио-нальной подготовки студентов.

Целью такого медиапедагогического курса для студентов педагогических специальностей является, на наш взгляд, сформировать представление у будущих специалистов в области образования о ме-диапедагогике, целях и задачах данного направления, основных понятиях и способах решения современных медиапедагогических проблем. Его практическая реализация предполагает решение следующих задач: расширить представление обучающихся об информатизации современного образования; рассмотреть современное понимание медиа, их виды и образовательные функции, а также возможности и последствия их негативного влияния на детскую и подро-стковую аудиторию; раскрыть дидактические, психолого-педагогические и методические аспекты применения медиа в обучении и воспитании; изучить способы применения различных медиасредств в учебно-воспитательном процессе; раскрыть сущность понятия «медиакомпетения»; сформировать практические навыки использования образовательных медиапродуктов и ресурсов для решения образовательных, воспитательных, исследовательских и других задач.

Таким образом, студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны иметь представление: о медиапедагогическом направлении в педагогической науке, сущности, видах и функциях современных медиа, их дидактических и воспитательных возможностях, психолого-педагогических аспектах, способах и формах их использования в образовательной среде. Предполагается, что будущие педагоги в результате получат знания об основных понятиях курса, современных технических средств, их видах и характеристиках, реализуемых функциях, возможных девиациях данных функций; сущностных характеристиках медиакомпетенции и методах её развития; способах эффективного использования медиа в учебно-воспитательном процессе. При этом мы также исходим из того, что будущие специалисты будут овладеют умениями грамотно применять различные медиа, медиапродукты и ресурсы в своей учебной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности; самостоятельно выбирать и разрабатывать способы и формы развития медиакомпетенции обучающихся в соответствии с выбранной медиапедагогической концепцией, особенностями группы, поставленными целями и задачами.

Реализация возможностей современных информационных технологий влечет за собой расширение спектра учебной деятельности, совершенствование существующих и возникновение новых организационных форм и методов обучения, расширение и углубление изучения закономерностей предметных областей. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала: они основываются на необходимости интенсификации процессов интеллектуального развития и саморазвития личности обучающегося, самостоятельно извлекать знания, использовать информационную технологию в качестве средства поиска информации, как инструмент, с помощью которого традиционные задания обрабатываются в специальной форме, как помощник в учении, как средство коммуникации и как инструмент моделирования действительности.

Содержательные аспекты программы медиапедагогического курса могут включать в себя следующие основные блоки:

  1. Роль медиа в современном мире и образовании (рассматривается краткая история развития информационных и коммуникационных средств, понятие «медиа», виды и функции современных медиа, сущностные характеристики электронных медиа, дидактические и воспитательные возможности электронных медиа, медиапродукты и медиаресурсы образовательного характера).
  2. Медиапедагогика: история возникновения направления (понятия «медиаобразование» и «медиапедагогика», исторические предпосылки возникновения данных категорий и специфического направления в педагогике, цели и задачи курса, основные понятия).
  3. Медиапедагогические концепции: анализ, перспективы развития (взаимодействие современных образовательных систем с медиа: сценарии и перспективы развития, основные медиапедагогические концепции, их сравнительный анализ).
  4. Психолого-педагогические аспекты использования медиа в образовании (специфика современных медиа, сферы их использования в образовании, особенности восприятия медиа-информации обучающимися, принципы отбора медиаинформации, психолого-педагогические аспекты их применения в образовательной среде).
  5. Способы эффективного использования медиа в учебно-воспитательном процессе (понятие об эффективном использовании медиа в образовании, показатели эффективности; способы использования медиа в учебно-воспитательном процессе с учетом их функциональной нагрузки, специфических характеристик и психолого-педагогических аспектов применения в образовании).
  6. Готовность педагога к применению медиа в своей исследовательской и профессиональной деятельности, понятие медиакомпетенции (понятие о готовности педагога к использованию медиа в своей профессиональной деятельности, основные компоненты готовности: информационный, целевой, мотивационный, деятельностный; медиакомпетенция обучающихся и педагогов: понятие медиакомпетенции, основные показатели).

Практическая работа по реализации данных блоков в рамках курса «Медиапедагогика» будет способствовать, на наш взгляд, развитию медиакомпетентности личности в целом, культуры ее общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, автономии, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, подготовки будущих педагогов к медиаобразованию учащихся в учреждениях различных типов.

Перечисленные содержательные аспекты направлены также на овладение студентами такими умениями, как:

  • практико-креативные (самовыражение с помощью медиатехники, то есть создание медиатекстов различных видов и жанров);
  • перцептивно-креативные (творческое восприятие медиатекстов разных видов и жанров с учетом их связей с различными искусствами и т.д.);
  • аналитические (критический анализ медиатекстов различных видов и жанров);
  • историко-теоретические (самостоятельное использование полученных знаний по теории и истории медиа/медиакультуры);
  • методические (владение методами и формами эффективного использования медиа в профессиональной деятельности, различными технологиями самовыражения при помощи медиа);
  • практико-педагогические (использование полученных знаний и умений в области медиаобразования в процессе педагогической практики) [3].

Таким образом, студенты педагогических специальностей получают умения и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе: умение планировать свою деятельность, строить информационные модели процессов и объектов, структурировать сообщения, а также навыки эффективного использования информационных технологий в ис-следовательской и профессиональной деятельности.

Процесс овладения профессионально значимыми видами деятельности включает восприятие профессионально значимой информации, осмысление новой информации и выявление устойчивых связей, определение личностно значимых приоритетов, восприятие новой информации, её интерпретацию, переработку, создание и представление собственных информационных сообщений в рамках изучаемых курсов и дисциплин.

Для формирования уровня функциональной готовности к профес-сиональной деятельности необходимы анализ информационного обеспечения, актуализация готовности к деятельности, формирование мотивационной основы деятельности, профессионально значимого тезауруса, определение профессионально значимых приоритетов [1].

Проводимые исследования и опыт практической работы в данной области показали, что процесс подготовки специалиста в сфере образования должен быть организован с учетом основных направлений информатизации системы образования. Информационные технологии в учебно-познавательной деятельности студентов выступают в качестве предмета изучения и средства обучения, а также средства решения профессионально ориентированных задач. Подготовка студентов в рамках медиапедагогического курса наиболее эффективным образом может быть осуществлена при сочетании традиционных форм работы (лекционных, семинарских, практических занятий) с проектными, самостоятельными, творческими заданиями. Кроме того, обучение должно быть организовано посредством реализации системы методических принципов использования средств информационных технологий в образовании и включать в себя специальным образом организованную систему производственных и педагогических практик, направленную на формирование медиакомпетентностной основы деятельности специалиста в условиях информатизации профессиональной среды.

Помимо решения новых профессиональных задач, внедрение медиапедагогических курсов в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов будет способствовать и развитию общей информационной культуры специалиста. Развитие информационной культуры педагога в процессе реализации медиаобразовательных курсов будет способствовать в свою очередь оптимизации процесса преподавания различных учебных дисциплин, эффективному использованию современных информационных технологий в образовательной среде и в процессе исследовательской деятельности самого преподавателя [2].

Современные информационные технологии могут открывать новые возможности для коммуникации и продуктивного учебного взаимодействия во всех формах учебной работы, которые стимулируют самостоятельное, саморегулируемое и самонаправляемое обучение (свободные задания, групповая или самостоятельная работа, работа в парах и т.д.).

Включение современных технических устройств в процесс обучения зависит от технической оснащенности учебного заведения, функционального состояния оборудования и подходящего информационного содержания. Сегодня только немногие образовательные учреждения обладают таким количеством аудио-аппаратуры, которое бы обеспечило индивидуальное использование медиа-устройств каждым обучающимся. Проблемы затрагивают и учебное содержание: сопровождающие учебные пособия аудиальные и видео-материалы быстро устаревают. Создание актуального, аутентичного программного обеспечения, которое дополняло бы традиционные медиа, часто очень сложно и затратно для учителей. Сам процесс использования различных технических устройств требует наличия у преподавателя определенного уровня развития медиакомпетенции.

Предлагая обучающимся использовать на занятии какой-либо Интернет-ресурс или программу, то нам необходимо хорошо знать это средство самим, и уже на основе этого мы можем определить, какие формы работы при этом возможны. Если же в качестве одной из составляющих учебного сценария является работа с Интернетом, то преподаватели должны заранее продумать, с какой информацией они планируют работать, либо же, каким образом эту информацию обучающиеся могут найти сами: подготовить соответствующие задания, которые могут помочь при поиске и структурировании информации (поисковые программы, закладки, обращение с программами-инструментами для дальнейшей обработки материала и т.д.).

Во время самого занятия преподаватель выступает в роли наблюдателя, советчика, консультанта. Учитель должен оставлять время для наблюдения за учащимися, анализа их способностей и умений, распознания их индивидуальных проблем, трудностей и осуществления индивидуального консультирования и обучающего сопровождения. Благодаря наблюдению и анализу учитель получает сведения, важные для разработки новых учебных сценариев.

Данные аспекты позволяют сделать вывод, важный с точки зрения различных компонентов готовности будущих педагогов к эффективному использованию медиа в своей профессиональной деятельности: применение современных технических устройств и информационных ресурсов означает для преподавателя кропотливую разработку учебного сценария (четкое определение цели и задач использования того или иного средства на конкретном этапе обучения, тщательное планирование соответствующих цели и задачам форм и методов работы, учет психолого-педагогических аспектов применения электронных медиа в образовании, проведение при необходимости дидактизации используемых информационных ресурсов и т.п.). Таким образом, у студентов педагогических специальностей важно формировать понимание того, что работа с медиа, действительно, требует ещё большей концентрации их усилий, профессиональных знаний, умений и навыков, творческих способностей и, конечно, высокой мотивации, по сравнению с использованием традиционных средств обучения.

Литература:
[1] Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. – Калинин-град: Изд-во КГУ, 2004. – 248 с.
[2] Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога: проектно-рефлексивный подход // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. – http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-13.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
[3] Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001.