...Медиа Педагогика...

О некоторых содержательных и методических аспектах медиапедагогического образовательного курса

На современном этапе развития информационных и коммуникационных технологий и их применения в области образования возникает необходимость создания на базе образовательных учреждений единой системы, состоящей из квалифицированных специалистов и комплекса аппаратных средств, документооборота, баз данных и других элементов информационного обеспечения. При этом подчеркивается необходимость учета постоянно меняющихся, совершенствующихся, медийных средств, с одной стороны, и важности осуществления подобной системой информационной поддержки всех видов деятельности в образовательном учреждении (учебный процесс, управление, научные исследования).

В нашей стране достаточно продолжительное время действуют курсы переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава в области информационных технологий. Если на ранних этапах своего существования данные курсы имели относительно общий, ознакомительный, характер и были направлены, прежде всего, на знакомство преподавателей с возможностями современных информационных средств, компенсировали пробелы в их знаниях компьютерной техники и базового программного обеспечения, то сегодня многие курсы отличает предметно-ориентированный характер (способы применения конкретных технических средств, ресурсов в процессе преподавания определенной дисциплины, способы, приемы, формы работы, обмен опытом и т.д.).

Однако, несмотря на очевидный прогресс в данной области, всё более важной представляется специальная подготовка будущих педагогов к применению современных информационных и коммуникационных технологий в своей работе ещё на этапе профессионального обучения в вузе, а следовательно, разработка и внедрение в процесс вузовского образования нового курса, который позволил бы максимально точно учитывать требования глобального процесса информатизации к личности современного педагога и выпускников современных образовательных учреждений (в первую очередь, педагогических специальностей вузов), обеспечил бы комплексную и разностороннюю подготовку будущих педагогов к профессиональной педагогической, исследовательской деятельности в новых (информационных) условиях.

Целью такого медиапедагогического курса для студентов педагогических специальностей является, на наш взгляд, сформировать представление у будущих специалистов в области образования о медиапедагогике, целях и задачах данного направления, основных понятиях и способах решения современных медиапедагогических проблем. Его практическая реализация предполагает решение следующих задач: расширить представление обучающихся об информатизации современного образования; рассмотреть современное понимание медиа, их виды и образовательные функции, а также возможности и последствия их негативного влияния на детскую и подростковую аудиторию; раскрыть дидактические, психолого-педагогические и методические аспекты применения медиа в обучении и воспитании; изучить способы применения различных медиасредств в учебно-воспитательном процессе; раскрыть сущность понятия «медиакомпетения»; сформировать практические навыки использования образовательных медиапродуктов и ресурсов для решения образовательных, воспитательных, исследовательских и др. задач.

Актуальность подобного курса обосновывается тем, что общество, построенное на знаниях и информации, требует новой культуры обучения: учение приобретает более важное значение по отношению к преподаванию. Учащиеся должны быть заняты, задействованы, необходимо освободить их от пассивной роли и дать им возможность самим независимо организовывать учебный процесс. «Выучиться» для учащихся вовсе не должно означать «достичь того же уровня знаний, что и их учителя». Сегодня требуется обучение на протяжении всей жизни, потому что прирост общественного знания осуществляется очень быстро.

Новые технические средства во многом определяют нашу повседневную жизнь и внедряются постепенно в образовательные учреждения. Для преподавателей часто это означает угрожающее положение. Потому что уже сегодня многих из них учащиеся могут значительно превзойти, используя различные медиа-средства. В данной ситуации необходимо изменение ролей преподавателей и обучаемых. Преподаватель, который пытается соответствовать новой роли и отходит немного назад (как персона, дающая знания), беря на себя немного роль обучающегося, сможет получить новый позитивный опыт.

Новые технические устройства предлагают разнообразную, богатую обучающую среду. Они способствуют возникновению любознательности, приглашают к открытиям, экспериментированию, в решающей степени вносят вклад в обогащение форм учебной работы.

Могут ли компьютеры улучшить образовательный процесс? Дискуссии ведутся уже на протяжении многих лет. «Это милые игрушки и закрытые тренировочные упражнения по строго определенной схеме (drill-exercises)» – говорят одни. «Это уникальные ориентированные на учащихся педагогические инструменты» – считают другие. Уверенно можно утверждать лишь одно: представить процесс обучения без компьютеров на данный момент уже не является возможным. Они обусловливают нашу повседневную жизнь. Образовательная система должна оказать помощь в регулировании взаимодействия обучающихся с новыми техническими средствами и определить основные направления для их эффективного использования.

Новые медиа привели к созданию новых форм управления знаниями и организации знания. Обычные формы передачи знания критикуются: декларативное знание больше не востребовано, обучению, как процессу, нужно способствовать, создавать для него благоприятные условия. Традиционные занятия базируются на освоении структурированного содержания, которое учителя передают учащимся. Обучение в информационном обществе требует, однако, большей активности самих обучающихся, которые освоили техники, приёмы, методы самообучения. В обновляющемся процессе преподавания иностранного языка необходимы изменения: уход от строгих инструкций ведёт к такому взаимодействию, в центре которого находится сам учащийся и его индивидуальные способности и особенности.

Обучение по новым принципам означает:

  • самостоятельность,
  • кооперацию (сотрудничество),
  • интерактивность (взаимодействие),
  • креативность (творчество).

Способствовать новому обучению означает:

  • введение новых форм обучения;
  • создание новой роли преподавателя;
  • активное включение новых технических средств в обучающий процесс;
  • обеспечение свободного доступа к медиа-ресурсам.

Реализация такой смены парадигмы во многом зависит от готовности и инициативы преподавателей работать с различными медиа-устройствами.

Учебник, также как и прежде, является сегодня главным средством обучения, в сопровождении доски и мела или маркера. Более современные медиа, такие как кассеты, телевидение, видео или компьютер были интегрированы в образовательный процесс, не сместив при этом другие средства обучения или сделав преподавателей лишними. Преподаватели должны быть важнее, чем те или иные средства обучения: именно они определяют как, когда и где на занятии могут быть использованы те или иные медиа. Они выбирают, управляют: включают и выключают эти устройства, проматывают их вперёд и назад, повторяют что-то, задают вопросы. При этом учащимся не предоставляется пассивная роль простого потребителя информации. Использование медиа подразумевает их активную работу и участие в учебном процессе на разных его стадиях и этапах.

Включение современных технических устройств в процесс обучения зависит от технической оснащенности учебного заведения, функционального состояния оборудования и подходящего информационного содержания. Сегодня только немногие образовательные учреждения обладают таким количеством аудио-аппаратуры, которое бы обеспечило индивидуальное использование медиа-устройств каждым обучающимся. Во многих случаях речь даже не идёт о необходимом наборе видео-оборудования, компьютеров или камер, которые могли бы сделать обращение с данными медиа-средствами активным и самостоятельным. Многие преподаватели боятся использовать современные технические устройства и свободно внедрять их в свои учебные курсы, так как часто необходимое устройство сломано или имеет какие-либо дефекты, либо они сами чувствуют себя неполноценными в техническом смысле, не уверены, бояться ситуации, когда они окажутся в неловком положении перед учащимися.

Проблемы затрагивают и учебное содержание: сопровождающие учебные пособия аудиальные и видео-материалы быстро устаревают. Создание актуального, аутентичного программного обеспечения, которое дополняло бы традиционные медиа, часто очень сложно и затратно для учителей.

Опыт использования технических средств в процессе преподавания – будь он позитивным или негативным – всегда является темой обсуждения в контексте включения современных технологий в образование.

Для включения современных медиа в процесс обучения, прежде всего, необходимо наличие достаточного количества оборудования; преподавательский состав должен пройти соответствующую подготовку для эффективного использования данных технологий в своей работе; важна достаточная обеспеченность образовательного учреждения дидактическим и аутентичным материалом для учащихся и преподавателей и возможность свободного доступа к нему.

Современные технические устройства позволяют выполнять конструктивистские требования аутентичности, наличия множества контекстов обучения, автономного добывания знаний в ситуации социального взаимодействия и сотрудничества. Они всё чаще рассматриваются как инструменты для самоуправляемого обучения. Такие инструменты («cognitive tools») позволяют:

  • представить различные точки зрения на учебное содержание, аспекты его рассмотрения;
  • подготовить индивидуальные задания и способы их выполнения;
  • мотивировать учащихся посредством решения конкретных проблем;
  • предъявлять реальные требования в конкретных ситуациях;
  • осуществлять кооперативное обучение в группах;
  • передать обучающимся управление и контроль за обучением.

Новые технологии значимы для конструктивистских положений в 2 отношениях: они представляют собой, с одной стороны, «инструмент познания», и предлагают, с другой стороны, различное, богатое учебное окружение.

Даже в совершенной обучающей среде обучение невозможно без определённых инструкций, ориентаций и помощи. Проблемы, связанные с неоднородностью состава учебной группы, отсутствием мотивации или времени, не могут быть решены без инструкций и контроля со стороны преподавателя. Позитивным для обучающего процесса является так называемый «поддерживающий контроль».

На практике это означает, что для учащихся должно создаваться свободное пространство для их конструктивной деятельности, которое должно также оказывать обучающимся дополнительную, целенаправленную поддержку, особенно при возникающих трудностях и проблемах.

Современные технические средства обеспечивают богатое, разнообразное обучающее окружение для учащихся и преподавателя. Требования аутентичности, наличия более сложных и разнообразных контекстов могут лучшим образом выполняться в современных, обеспеченных персональными компьютерами условиях, чем в ситуациях использования старых технологий обучения. Наличие такого важного свойства, как соединение компьютеров друг с другом, обеспечивает широкий доступ к сохраненной на жестких носителях информации и значительно расширяет возможности коммуникации между пользователями. При этом содержание информации и коммуникации актуально и аутентично. Информация может быть представлена в различных медиальных формах. Письменный язык, звучащая речь, музыкальные фрагменты, шумы, изображения и видео можно найти здесь в различных комбинациях. Различные части информации соединены друг с другом, при этом данные соединения носят не линейный характер (как это характерно для традиционных средств обучения). Учащимся предоставляется возможность искать и структурировать информацию в соответствие с собственными критериями.

На занятиях Интернет может быть использован различными способами:

1) Интернет как тема занятия:
Современные технические средства играют в нашем обществе всё более важную роль. Они являются частой темой многих общественных дискуссий, во многом определяют нашу повседневную жизнь и в каком-то смысле являются важным институтом социализации для детей и молодежи.
Многие исследователи считают важным введение в содержание занятий такой важной темы как «Общественная значимость современных информационных технологий» и «Индивидуальный опыт каждого в обращении с различными медиа». Часто возникающая при обсуждении данных тем эйфория в отношении технических инноваций должна всё-таки подвергаться критике.
На занятии нужно разумно, рационально использовать Интернет и его возможности, но при этом также постоянно обсуждать и размышлять над тем, что означают современные медиа для общества, отдельного человека и обучения, как может быть использован Интернет в процессе самообразования.

2) Интернет как источник информации:
WWW – огромная медиотека гипер-медиа-документов. С помощью эффективных поисковых программ здесь можно найти аутентичные и актуальные материалы легко, быстро, в любой момент времени и из любого места. При этом объём информации настолько велик, а происхождение данных часто неизвестно, что на сегодняшний день необходимо становится новая компетенция – способность к оценке, анализу, интерпретации такой информации.
Интернет становится одним из важнейших и доступных источников аутентичных и актуальных текстов, и таким образом виртуальным носителем культуры народа. Преподаватели и учащиеся могут использовать этот обширный архив для подготовки и выполнения заданий, более глубокого освоения и расширения знаний на занятии.
Материал в электронном формате можно очень удобно обрабатывать с помощью компьютерных программ, превращать его в упражнения.
Для проектных форм обучения Интернет служит универсальным средством поиска. При этом учащиеся учатся самостоятельно искать необходимую информацию, систематизировать найденные данные, сортировать их и оценивать. Интернет выступает в данной ситуации как инструмент развития самостоятельности и автономии учащихся.

3) Интернет как платформа для публикаций:
С помощью соответствующего программного обеспечения (например, HTML-Editor) можно создавать веб-сайты. Место на сервере, на который загружается данная страница, часто можно получить бесплатно.
Публикации в группах новостей, форумах, блогах предлагаются широкой публике и часто достигают большего эффекта, чем, например, письма читателей в региональной прессе.
Если преподаватели и учащиеся используют Интернет для того, чтобы создавать собственные гипертексты и гипермедиа-документы, то всемирная глобальная сеть приобретает не только функцию инструмента познания инструмента, но и становится инструментом творчества (создания собственной медиапродукции).
Интернет – это возможность публиковать собственный материал достаточно несложным способом и довольно быстро в существующем медиа-пространстве. Однако эта возможность требует интенсивной работы с медиа: с собственными сообщениями и ответными посланиями, реакциями других пользователей.

4) Интернет как средство коммуникации:
Асинхронная коммуникация посредством Интернета возможна через электронную почту или, например, через группы новостей. В функции синхронной коммуникации выступают такие возможности Интернета как чаты, Интернет-телефония или видео-конференции.
При этом Интернет открывает для преподавателей и изучающих иностранный язык новые перспективы. Во-первых, появляется возможность легко, быстро и довольно дешево установить контакты с носителями языка или изучающими данный иностранный язык из других стран, экспертами для обсуждения различных тем. Обмен мнениями и дискуссии учащиеся могут организовать самостоятельно, обладая определённым опытом в данной области. Таким образом, уже сегодня активно функционируют многие партнёрства между классами из различных стран, так называемые E-Mail-тандемы.

5) Интернет как средство кооперации:
При помощи дополнительного программного оборудования возможно, чтобы несколько человек одновременно работали на одной и той же веб-странице. Это позволит создавать в будущем виртуальные офисы или целые предприятия. Тем самым возникает совершенно новый тип работы.
Классы и группы учащихся могут совместно реализовывать проекты, создавать, например, онлайновые школьные или университетские газеты, гипермедиа-документы.

6) Средство обучения / инструмент преподавания:

В Интернете можно найти различные учебные материалы, которые должны позволить учащимся расширить и углубить свои знания по предметам: различные материалы обучающего характера или материалы к конкретным учебным пособиям, видео, картинки, графики, анимации, материал, задания для выполнения и контроля знаний.

Большинство таких предложений Интернета бесплатны и не коммерцинализированы. Многие преподаватели используют эту возможность, чтобы с помощью соответствующего программного обеспечения создавать интерактивные упражнения и выставлять их в сети. Такая продукция является продолжением того, что происходило непосредственно на занятии.

Многие издательства создают в качестве дополнения к своим учебным пособиям такие дополнительные материалы, которыми можно воспользоваться в/вне сети.

Благодаря использованию новых информационных технологий в процессе обучения открываются новые возможности: мультимедийная или текстовая информация, подлежащая усвоению на иностранном языке, может быть получена в любое время и в любом месте. При этом достаточно легко организовать письменную или устную коммуникацию с носителями языка или другими изучающими данный язык. Таким образом происходит интеграция электронных медиа в традиционное занятие: учебные пособия всё чаще дополняются актуальными материалами или актуальным аудио-, видео-, графическим материалом.

Поиск и выбор материала, который мог бы составить содержание обучения, могут осуществляться преподавателями и самими учащимися, благодаря чему появляются и развиваются новые формы педагогического взаимодействия. Однако перечисленными выше аспектами возможности новых медиа в процессе преподавания иностранного языка не ограничиваются.

Современные технические средства не должны выступать лишь в роли инструкциональных средств обучения. Их действительно важным преимуществом перед другими средствами обучения является то, что они могут быть замечательным образом использованы в проектных формах работы.

Проект интегрирует в себе совместные и индивидуальные формы работы. Проектные формы работы связаны в первую очередь с теориями обучения, которые ориентированы на конструктивизм. Данная форма обучения наиболее точно соответствует требованиям современного информационного общества. Многие проекты выходят за рамки одного учебного предмета и времени, которое даётся на проведение одного академического занятия. Конкретные разработки проектных занятий по различным предметам, имевшие успех у обучаемых и преподавателей, всё чаще размещаются в Интернете.

Современные информационные технологии могут открывать новые возможности для коммуникации и продуктивного учебного взаимодействия во всех формах учебной работы, которые стимулируют самостоятельное, саморегулируемое и самонаправляемое обучение (свободные задания, групповая или самостоятельная работа, работа в парах и т.д.).

Если важнейшими задачами преподавателей на традиционных занятиях являются: определение целей обучения; выбор учебного содержания; адекватное методическое обеспечение; презентация материала; выбор и использование различных медиа; контроль за процессов обучения и др., то в контексте новых форм обучения, ориентированных на учащихся, и гипермедийного учебного окружения их учителя можно дополнить следующими: анализ группы учащихся; создание и реализация учебного сценария; учебное сопровождение; учебное консультирование.

Анализ каждого обучающегося – важная предпосылка для создания удобного учебного окружения: что ожидается в результате обучения, какие потребности, интересы, мотивы и опыт имеют учащиеся, в чём состоят их сильные и слабые стороны.

Каким должно быть содержание обучения? Как его найти и составить? Как должно быть организовано учебное пространство, чтобы оно опиралось на индивидуальный опыт обучающегося и стимулировало автономный учебный процесс?

Предлагая обучающимся использовать на занятии какой-либо Интернет-ресурс или программу, то нам необходимо хорошо знать это средство самим, и уже на основе этого мы можем определить, какие формы работы при этом возможны. Если же в качестве одной из составляющих учебного сценария является работа с Интернетом, то преподаватели должны заранее продумать, с какой информацией они планируют работать, либо же, каким образом эту информацию обучающиеся могут найти сами: подготовить соответствующие задания, которые могут помочь при поиске и структурировании информации (поисковые программы, закладки, обращение с программами-инструментами для дальнейшей обработки материала и т.д.).

Во время самого занятия преподаватель выступает в роли наблюдателя, советчика, консультанта. Учитель должен оставлять время для наблюдения за учащимися, анализа их способностей и умений, распознания их индивидуальных проблем, трудностей и осуществления индивидуального консультирования и обучающего сопровождения. Благодаря наблюдению и анализу учитель получает сведения, важные для новых учебных сценариев.