...Медиа Педагогика...

Использование электронных медиа в процессе преподавания иностранного языка

В процессе обучения иностранным языкам в современной системе образования используются различные технические средства: видеомагнитофоны, телевизоры, мультимедийные проекторы, компьютеры, через них подается различного рода информация и реализуется ряд функции: мотивационная, образовательная, воспитательная, развивающая, эстетическая и другие.

Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели) используются в процессе преподавания иностранных языков уже давно, они позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса [1, 6].

Экранные технические устройства (телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели) помимо звука несут с собой и движущуюся картинку, что способствует лучшему запоминанию подаваемого материала, более полной реализации дидактического принципа наглядности. Данные технические устройства позволяют в более занимательной форме знакомить изучающих иностранный язык с обширным страноведческим материалом, даже по сравнению с цветными картинками новых аутентичных учебников [2].

Современные информационные устройства совмещают в себе функции как звуковых, так и экранных средств обучения. Сегодня мы говорим об использовании персональных компьютеров в обучении, о так называемых «мультимедиа», устройствах, оказывающих целый комплекс воздействий на пользователя. Для данных технических средств характерными являются следующие черты: мультимедийность; производительность; интерактивность; способность к моделированию; коммуникативность.

В методике обучения иностранным языкам активно исследовались учебные возможности технических средств. В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что их рациональное применение позволяет:

  • восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;
  • полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;
  • осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
  • создавать лучшие условия для программирования и контроля;
  • обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;
  • максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
  • более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в магнитной записи;
  • выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение [3, 5].

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению [7].

С помощью персонального компьютера и специальных программ учащиеся и студенты могут не только прослушивать фонограммы, записанные носителями языка, но и сами тренироваться в говорении, посылать друг другу записи собственного голоса, повышая собственную медиакомпетенцию и, одновременно, развивая навыки говорения и слушания на изучаемом иностранном языке. Кроме этого, ученик может работать таким образом над собственным произношением, и для этого не надо какого-то сложного оборудования и громоздких лингафонных кабинетов [4], достаточно присоединить к компьютеру наушники с микрофоном. Такая конструкция позволяет всем ученикам группы говорить вслух, громко, не мешая друг другу.

В этой связи интересными представляются наблюдения преподавателей немецкого языка, объединившихся в рамках проекта «lehrer-online». Учителя, работающие с младшими школьниками заметили, что дети, услышав впервые свой собственный голос в записи, испытывали шок, удивление, смущение, в большинстве случаев они не могли поверить, что их голос звучит именно так, тем более на иностранном языке. Одновременно этот опыт настолько увлекал их, что затем (на протяжении многих последующих уроков и самостоятельно в медиатеках и дома) они практиковались в своём произношении и говорении, пока запись их голоса не начинала звучать так, как им нравилось. Таким образом, компьютер принял на себя трудную работу по мотивации и кропотливой отработке произношения, обеспечив при этом самостоятельную увлекательную работу учащихся в индивидуальном для каждого темпе.

При реализации программы компьютеризации и информатизации образовательного пространства многие учебные учреждения обеспечивают доступом к Интернету, однако возможности данной компьютерной сети используются в большинстве случаев не достаточно. Это связано со многими аспектами: малой изученностью возможностей Интернета для образовательных нужд, неготовностью преподавателей различных дисциплин к его использованию в своей работе, неразработанными методическими аспектами его эффективного применения в учебно-воспитательном процессе и т.д.

Вместе с тем персональные компьютеры и Интернет являются сегодня неотъемлемой частью жизни, общения, образования, поэтому их включение в процессы преподавания различных предметов представляет собой уже некую данность, принять которую необходимо каждому учителю для того, чтобы соответствовать требованиям нового информационного общества и готовить выпускников, владеющих умениями и навыками самостоятельного обучения, гибких, мобильных, готовых к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию, способных быстро находить необходимую информацию и критически её оценивать.

Общество, построенное на знаниях и информации, требует новой культуры обучения: учение должно получить более важное значение по отношению к преподаванию. Учащиеся должны быть заняты, задействованы, необходимо освободить их от пассивной роли и дать им возможность участвовать в организации учебного процесса.

Новые технические устройства предлагают разнообразное, богатое обучающее окружение (обучающую среду). Они способствуют возникновению любознательности, приглашают к открытиям, экспериментированию, в решающей степени они также вносят вклад в обогащение форм учебной работы.

Могут ли компьютеры улучшить изучение иностранного языка? Дискуссии ведутся в педагогике уже на протяжении 20 лет. «Это милые игрушки и закрытые тренировочные упражнения по строго определенной схеме (drill-exercises)» – говорят одни. «Это уникальные ориентированные на учащихся педагогические инструменты» – считают другие. Уверенно можно утверждать лишь одно: компьютеры остаются и всё больше проникают в нашу жизнь, а представить процесс обучения иностранному языку без компьютеров на данный момент уже не является возможным.

Обучение по новым принципам, в новых информационных условиях, означает:

  • самостоятельность,
  • кооперацию (сотрудничество),
  • интерактивность (взаимодействие),
  • креативность (творчество).

Способствовать новому обучению можно через:

  • введение новых форм обучения;
  • создание новой роли преподавателя;
  • активное включение новых технических средств в обучающий процесс;
  • обеспечение свободного доступа к медиа-ресурсам.

Глобальная компьютерная сеть Интернет – огромная медиотека гипер-медиа-документов. С помощью эффективных поисковых программ здесь можно найти аутентичные и актуальные материалы легко, быстро, в любой момент времени и из любого места. При этом объём информации настолько велик, а происхождение данных часто неизвестно, что на сегодняшний день необходимо становится новая компетенция – способность к оценке, анализу, интерпретации такой информации.

Интернет становится для процесса преподавания иностранного языка одним из важнейших и доступных источников аутентичных и актуальных текстов, и таким образом виртуальным носителем данного языка и культуры говорящих на нём людей. Преподаватели и учащиеся могут использовать этот обширный архив для подготовки и выполнения заданий, более глубокого освоения и расширения знаний на занятии.

Материал в электронном формате можно очень удобно обрабатывать с помощью компьютерных программ, превращать его в упражнения, которые можно использовать на языковых занятиях offline.

Для проектных форм обучения Интернет служит универсальным средством поиска. При этом учащиеся учатся самостоятельно искать необходимую информацию, систематизировать найденные данные, сортировать их и оценивать. Интернет выступает в данной ситуации как инструмент развития самостоятельности и автономии учащихся.

Интернет открывает для преподавателей и изучающих иностранный язык новые перспективы. Во-первых, появляется возможность легко, быстро и довольно дешево установить контакты с носителями языка или изучающими данный иностранный язык из других стран, экспертами для обсуждения различных тем. Таким образом, уже сегодня активно функционируют многие партнёрства между классами из различных стран, так называемые E-Mail-тандемы.

В Интернете предлагается всё больше учебных материалов для изучающих иностранный язык. Преподавателям необходимо давать учащимся возможность, индивидуально расширять и углублять свои языковые знания. Различные общественные организации и издательства предоставляют в дополнение к своим учебным пособиям вспомогательные материалы, в том числе и электронные. Однако, предложение онлайновых курсов по изучению иностранных языков (для самообучения) всё ещё недостаточно.

Создание и размещение в сети электронных заданий и упражнений – дело не трудное: программы, предназначенные для составления интерактивных заданий, в большинстве случаев бесплатны, а специальные знания в области программирования для этого совершенно не требуются. Публикация разработок в сети осуществляется, как правило, на бесплатных серверах или серверах, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения.

Явным преимуществом таких упражнений является то, что вместе с традиционными упражнениями здесь можно разместить тестовые задания и вопросы по теме. В онлайновом формате нельзя тем не менее использовать какую-либо маркировку (подчеркивания, записи), как это часто делают учащиеся при выполнении традиционных заданий в учебнике или рабочей тетради к учебнику.

Плюсом таких упражнений является также мгновенная обратная связь (учащиеся могут сразу же после выполнения задания или по ходу выполнения отдельных этапов упражнения получать информацию о правильности своих решений). В случае неправильных ответов в окне возникает подсказка.

Чтение информации с монитора компьютера несколько сложнее, чем чтение печатного текста с бумажного носителя. Данный аспект стоит особенно учитывать при заданиях, связанных с детальным чтением.

Текст для чтения в онлайновых заданиях, как правило, имеет ссылки на актуальные веб-страницы (тематически связанные с текстом сайты, словари, энциклопедии и другие источники).

Задания в электронной форме можно выполнять сколь угодно раз, а благодаря их размещению в глобальной компьютерной сети, они доступны практически повсюду: могут выполняться как в учебной аудитории, так и дома.

Представленные в Интернете упражнения и задания по иностранному языку соответствуют (с небольшими исключениями) традиционным формам работы, которые обычно представлены в учебниках и рабочих тетрадях к учебным пособиям. Они также немногим отличаются от своих электронных предшественников – базировавшихся исключительно на тексте компьютерных программах (без картинок, звука или видео-элементов), которые использовались на занятиях по иностранному языку с начала 80-х годов. Использование графического и звукового материала возможно в Интернет-заданиях, однако, это не всегда дидактически целесообразно.

Тем не менее интерактивные упражнения, распространяемые по Интернету, имеют ряд преимуществ по сравнению с их аналогами на бумаге. Во-первых, они предоставляют учащимся больше возможностей для проявления их индивидуальности, чем традиционные групповые занятия: время, место, продолжительность, темп изучения могут определяться учащимися самостоятельно.

Самостоятельное обучение помимо всего прочего может стимулироваться диагностикой достижений учащихся (вступительные тесты, текущие тесты контроля знаний) и целенаправленно организованной обратной связью.

Электронные задания предоставляют «терпеливую» поддержку обучающимся: те же самые ошибки компьютер может исправлять бесчисленное количество раз, не теряя при этом терпения. Компьютер не поддается никаким сменам настроения и не чувствует себя «лично затронутым», если учащийся совершает ошибки. Выполнение упражнений может повторяться в любое время любое количество раз, даже без привлечения дополнительных материалов.

Такие задания являются идеальным дополнениям обычных учебных занятий, так как они освобождают преподавателя от рутинных функций по отработке и закреплению материала, исправлению ошибок, делают возможным многократное повторение изученного и многократную тренировку («drills»). Кроме того, интерактивные упражнения стимулируют индивидуальное погружение в учебный материал и расширение знаний.

Благодаря соединению с аутентичным учебным окружением глобальной компьютерной сети (например, через ссылки или указатели на другие дидактизированные или недидактизированные веб-страницы) учащиеся побуждаются к автономного (эксплоративному) обучению. Указатели на онлайновые словари, справочники или поисковые программы превращают упражнения в настоящие богатое учебного окружение. При возникновении технических или языковых проблем, вопросов и в случае более сложных заданий обучающиеся имеют возможность проконсультироваться по электронной почте с преподавателем или тьютором. Учащиеся могут также размещать свои работы в различных форумах и вступать таким образом в активный обмен собщениями и данными с другими обучающимися.

Безусловно, с включением современных информационных и коммуникационных технологий в образование изменится и роль учителей. Важнейшими задачами преподавателей иностранного языка на традиционных занятиях являются:

  • определение целей обучения;
  • выбор учебного содержания;
  • адекватное методическое обеспечение;
  • презентация материала;
  • выбор и исопльзование различных медиа;
  • контроль за процессов обучения и др..

В контексте новых форм обучения, ориентированных на учащихся, и гипермедийного учебного окружения меняются и основные функции учителя. Прежде всего к традиционным здачам прибавляются следующие:

  • анализ группы учащихся;
  • создание и реализация учебного сценария;
  • учебное сопровождение;
  • учебное консультирование.

Современные технические средства обеспечивают богатое, разнообразное обучающее окружение для учащихся и преподавателя. Требования аутентичности, наличия более сложных и разнообразных контекстов могут лучшим образом выполняться в современных, обеспеченных персональными компьютерами, условиях, чем в ситуациях использования старых технологий обучения. Наличие такого важного свойства, как соединение компьютеров друг с другом, обеспечивает широкий доступ к сохраненной на жестких носителях информации и значительно расширяет возможности коммуникации между пользователями. При этом содержание информации и коммуникации актуально и аутентично. Информация может быть представлена в различных медиальных формах. Письменный язык, звучащая речь, музыкальные фрагменты, шумы, изображения и видео можно найти здесь в различных комбинациях. Различные части информации соединены друг с другом, при этом данные соединения носят не линейный характер (как это характерно для традиционных средств обучения). Учащимся предоставляется возможность искать и структурировать информацию в соответствие с собственными критериями.

Благодаря использованию новых информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка открываются новые возможности для создания условий, близких к условиях реального общения в стране изучаемого языка: аутентичная, актуальная, мультимедийная или текстовая информация, подлежащая усвоению на иностранном языке, может быть получена в любое время и в любом месте. При этом достаточно легко организовать письменную или устную коммуникацию с носителями языка или другими изучающими данный язык. Таким образом происходит интеграция электронных медиа в традиционное занятие по иностранному языку: учебные пособия всё чаще дополняются актуальными, аутентичными текстами или актуальным аудио-, видео-, графическим материалом.

Поиск и выбор материала, который мог бы составить содержание обучения иностранному языку, могут осуществляться преподавателями и самими учащимися, благодаря чему появляются и развиваются новые формы педагогического взаимодействия. Однако перечисленными выше аспектами возможности новых медиа в процессе преподавания иностранного языка не ограничиваются.

Современные технические средства не должны выступать лишь в роли инструкциональных средств обучения. Их действительно важным преимуществом перед другими средствами обучения является то, что они могут быть замечательным образом использованы в проектных формах работы.

Проект интегрирует в себе совместные и индивидуальные формы работы. Проектные формы работы связаны в первую очередь с теориями обучения, которые ориентированы на конструктивизм. Данная форма обучения наиболее точно соответствует требованиям современного информационного общества. Многие проекты выходят за рамки простой коммуникации на иностранном языке и, вообще, за рамки данного учебного предмета и времени, которое даётся на проведение одного академического занятия. Конкретные разработки проектных занятий по иностранному языку, имевшие успех у обучаемых и преподавателей, всё чаще размещаются в Интернете.

Современные информационные технологии могут открывать новые возможности для коммуникации и продуктивного учебного взаимодействия во всех формах учебной работы, которые стимулируют самостоятельное, саморегулируемое и самонаправляемое обучение (свободные задания, групповая или самостоятельная работа, работа в парах и т.д.).

Литература:
1. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1981.
2. Цесарский Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков. – М.: Просвещение, 1966.
3. Карпов К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. – М.: Знание, 1971.
4. Аблам С.Б. Использование лингафонных кабинетов в обучении иностранным языкам. – Минск: Высшая школа, 1983.
5. Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку. – М.: 1979.
6. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. – М.: 1981.
7. Ковалевский М. Т. Система лабораторных упражнений с магнитофоном и ее роль в формировании навыков устной речи. «Иностранные языки в школе», 1965, № 6.