...Медиа Педагогика...

Эффективное использование электронных медиа в образовании

Современная образовательная система функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный про-цесс информатизации общества, культуры, образования. Учебный ма-териал занимает в общем информационном потоке все менее значимое место по сравнению со знаниями, получаемыми стихийно или на заня-тиях по интересам.

Информация, получаемая из различных медиа-источников, в от-личие от учебного материала, обладает рядом привлекательных для детей и подростков свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания, не требует заучивания и не подвергается оцениванию. Воздействие медиа на обучающихся имеет свои особенно-сти, заключающиеся, прежде всего, в том, что это воздействие «неоргани-зованное». Специфичен характер восприятия, отличающийся от воспри-ятия информации на занятии.

Существует несколько подходов к использованию средств мас-совой коммуникации и информации в образовании: интегрированный подход (через уже имеющиеся учебные предметы), факультативный подход (создание сети факультативов, кружков, клубов), специальный подход (введение нового предмета, спецкурса).

Медиа, интегрированные в традиционные предметы учебного цикла, становятся одним из средств повышения эффективности обу-чения, если удовлетворяют следующим требованиям:

  • способствуют повышению познавательного интереса;
  • отвечают практическим потребностям учителя и ученика;
  • универсальны в использовании;
  • применяются с опорой на базовую учебную программу.

При использовании современных медиа в образовании значи-тельно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его методы и содержание.

Современные мультимедиа-технологии позволяют индивидуали-зировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках коллективного обучения. Появилась возможность в массовом масштабе использовать особый тип задач, направленных на рефлексию учащи-мися своей деятельности, ее саморегуляцию, что трудно реализуемо даже в условиях индивидуального обучения.

Исследователями отмечается, что современные информационные средства значительно раздвинули возрастные возможности учащихся. Уже сейчас с их помощью школьников можно научить тому, что не-давно было доступно лишь специалистам высокой квалификации.

Наряду с большим дидактическим потенциалом современных ме-диа существует и ряд психолого-педагогических проблем, которые доста-точно многоаспектны. Это проблемы места самих медиа в учебном про-цессе, роли учителя в реализации обучающих систем, взаимодействия учащегося с медиа, особенностей их диалога. Все более актуальным ста-новится научное обоснование проблем защиты человека от манипулиро-вания со стороны медиа.

Некоторые особенности применения этих технических средств в образовательной среде можно вывести уже на основе самого понима-ния сущности электронных мультимедиа-технологий, которую со-ставляют следующие качества:

  • интерактивность – взаимодействие – впервые позволяет, органи-зовать самоаттестацию без участия преподавателя;
  • мультимедийность (представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, гра-фики, анимации, звука, то есть во всех известных формах) создает психологические условия, способствующие восприятию и запомина-нию материала. При использовании новых информационных техноло-гий в образовании имеет место так называемая психофизиологическая ориентированность обучения, которое предполагает повышение эф-фективности обучения за счет создания оптимальных функциональ-ных состояний, повышающих способность мозга к усвоению инфор-мации. Мультимедиа обеспечивают одновременную работу несколь-ких каналов подачи информации и создают условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед обучающимися открываются ог-ромные возможности в творческом использовании множества инфор-мационных источников, каждый из которых имеет свой язык;
  • способность к моделированию – прежде всего это моделиро-вание реальных объектов и процессов с целью их исследования; моде-лирование с помощью медиа позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, задействовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в обучении, в том числе при разъяснении и усвоении многих тео-ретических понятий;
  • коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за со-стоянием процесса; коммуникативность решает вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицирован-ными педагогами, где бы они ни находились.
  • производительность, то есть автоматизация нетворческих, ру-тинных операций, отнимающих у человека много сил и времени.

Современные средства представления информации позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам: выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого ма-териала. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстри-ровать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может само-стоятельно преобразовывать информацию, получаемую из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказатель-ности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли. В результате учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они активнее работают с учебной литературой.

Использование медиа ориентировано на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого учебно-воспитательного процесса. При индивидуализации обучения каждый ученик вовлекается в активную, ориентированную конкретно на него деятельность. При этом побуждается мыслительная деятель-ность, более полно реализуются познавательные потребности, стиму-лируется творческая активность. Электронные медиа дают возмож-ность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и кор-ректировать ход усвоения материала, причем результат работы не от-дален, он виден непосредственно на занятии.

Медиа обладают также богатыми воспитательными возможно-стями: приучают к аккуратности, вниманию, организованности. Сред-ства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение. Работа с компьютером развивает умение планировать свою деятельность, при-нимать ответственные решения.

Информационные ресурсы глобальной сети Интернет предостав-ляют уникальные возможности совершить виртуальные путешествия во всемирно известные сокровищницы изобразительного искусства: Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици, Метрополитен-музей и уви-деть гениальные творения великих художников. При этом компьютер является также инструментом освоения теоретических основ живопи-си, формирования художественного вкуса, развития фантазии и творче-ских способностей учащихся.

Если традиционная система обучения стимулирует мотивацию достижения (получение хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование информационных и коммуникационных тех-нологий ориентировано на формирование познавательных мотивов обучаемого, которые способствуют устойчивой активности обучае-мых и повышают эффективность усвоения знаний.

Применяя медиа в образовательном процессе, педагог должен учитывать следующие особенности. Те новообразования, которые возникают под влиянием медиа, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усили-ваются требования к точности формулировок, логичности и последо-вательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом снижается роль эмоциональных средств общения. Наблюдается и обратный процесс: особенности традиционной деятельности становят-ся присущи компьютеризованной.

Изучение опыта использования мультимедиа-технологий в сфе-ре образования, особенностей их применения в учебно-воспитательном процессе, а также собственное диагностическое ис-следование в этой области позволили классифицировать виды функ-циональной нагрузки электронных медиа: 1) средство обработки тра-диционных заданий в специальной форме (прежде всего это охваты-вает область переработки гипертекста, например, подготовка сообще-ний, докладов, мультимедиа-презентаций и т.д.); 2) помощник в уче-нии (работа с электронными словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным предметам); 3) средство коммуникации (электронные медиа обеспечивают коммуникацию благодаря соедине-нию компьютеров на месте или по всему миру, при этом преодолевают-ся любые границы и расстояния; помимо этого, к коммуникации относят получение информации через Интернет, а также предоставление ее в пользование другим, то есть одновременное потребление и произведе-ние информации); 4) инструмент моделирования действительности (позволяет выявлять сложные связи, недоступные при восприятии пу-тем простого наблюдения; электронные медиа посредством конструи-рования искусственных миров делают возможным новый масштаб ис-следований, в том числе педагогических).