...Медиа Педагогика...

Роль современной семьи в процессе медиапользования детей и подростков

Средства массовой информации и коммуникации играют важную роль в жизни не только взрослых, но и детей. По данным социологических исследова-ний последних лет, среди источников получения и каналов передачи информа-ции, которые выбирают дети, безусловным лидером являются средства массо-вой информации и коммуникации, в том числе электронные. Свой досуг подро-стки всё чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, по-лучаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, учителями.

Являясь активными пользователями различных медиа, дети и подростки, однако, не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания. Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиа-каналам, направлена на манипулирование сознанием потребителя.

Собственное исследование различных аспектов медиапользования детей и подростков выявила зависимость данного процесса от родителей и ближайших родственников, а именно ведущую роль семьи в процессе медиасоциализации современных детей.

Анкетирование подтвердило, что электронные информационные средства играют важную роль в жизни школьников. Наиболее распространенными спо-собами проведения свободного времени являются просмотр телепередач, видео, DVD, игры, чтение, выполнение домашних заданий, прослушивание музыки и радио. Наряду с этими формами досуга пользуются популярностью встречи с друзьями, занятия с компьютером, общение с родителями, занятия спортом, разговоры по телефону. Последними в списке стоят рисование и изготовление различных поделок, занятия с домашними животными.

В тесной взаимосвязи с предпочитаемыми формами проведения свободно-го времени детей находятся их тематические интересы. Темы, связанные с ком-пьютером, интересуют 60% опрошенных школьников, Интернет – 38%. При этом с возрастом интерес к различным медиа и медиапродуктам усиливается.

Часто при рассмотрении влияния медиа на сознание детей обсуждается так называемая «образцовая» функция телевидения, компьютерных игр и Интерне-та. На вопрос о том, есть ли у ребенка какой-либо человек или группа лиц, ко-торых он считает действительно хорошими, то есть которым он хочет подра-жать, от 48% детей был получен утвердительный ответ. Если разбить назван-ные в данном контексте детьми имена на категории, то больше половины отве-тов – это имена известных телеведущих, музыкальных, спортивных звезд или киноактеров; другая категория людей, на которых ребенок хотел бы быть по-хож – ближайшее окружение детей, прежде всего, члены семьи или друзья.

Одим из центральных моментов опроса касался медиаобеспечения совре-менных семей. Сегодня дети растут в хорошо технически и медийно оснащен-ных условиях. При этом под медиаобеспечением имеются в виду не только те-левизоры, видеопроигрыватели, но и мобильные телефоны, плееры. Современ-ный динамичный рост медиаоснащения обеспечивают компьютеры, домашний доступ в Интернет, DVD-проигрыватели. В 61% российских семей, в которых растут дети – участники опроса, имеется, по крайней мере, один компьютер; 29% семей пользуются домашним доступом в Интернет.

Медиаобеспечение имеет большое значение для развития у детей умения использовать электронные средства информации и коммуникации самостоя-тельно. На основе анализа ответов выяснилось, что 29% детей в возрасте от 7 до 14 лет регулярно пользуются DVD-проигрывателем, 64% – музыкальным центром, 8% – ноутбуком. 68% имеют собственный мобильный телефон, 15% детей располагают личным доступом в Интернет.

Ученые достаточно давно заговорили о медиапривязанности или медиаза-висимости. Этим понятием стала обозначаться одна из ролей, которую медиа стали играть в повседневной жизни детей.

Поставленные перед вопросом, могут ли они отказаться от каких-либо ме-диа, 88% российских детей в возрасте 7-14 лет отметили, что не смогут отка-заться от телевидения, 47% – от компьютера и 15% – от Интернета.

Безусловно, одним из важнейших аспектов является компьютерное поль-зование. В частности, для нас представляло интерес то, как сильно персональ-ный компьютер интегрировался в повседневную жизнь современных школьни-ков, как много из них его используют, насколько часто, какие его возможности наиболее востребованы, какую роль играет компьютер в школе.

В результате опроса выяснилось, что уже среди 7-10-летних детей 94% имеют опыт работы с компьютером, а в целом 89% опрошенных в возрасте 7-14 лет хотя бы раз пользовались компьютером – для учения, работы или игры. Число компьютерных пользователей как среди девочек, так и среди мальчиков почти одинаково высоко.

Дети работают с компьютером достаточно часто. Так, 38% из них утвер-ждают, что делают это каждый или почти каждый день, 35% пользуются ком-пьютером 1 или несколько раз в неделю.

Работе на компьютере детей обучают прежде всего собственные родители (42%); 32% осваивают его через друзей; 24% приобретают компьютерные зна-ния от братьев и сестер или в школе – 4%. 12% детей заявили, что работе на компьютере научились сами.

Школьники пользуются компьютером в течение всего дня: прежде всего по вечерам, реже – сразу после школы и утром перед занятиями. Дети работают с персональным компьютером в основном дома и у друзей. В школе его ис-пользуют лишь 2,5% опрошенных.

Что касается заинтересованности родителей в содержании работы их детей на компьютере, то 44% опрошенных отметили, что родители осуществляют контроль за их компьютерной деятельностью. 56% ответили, что они могут де-лать на компьютере все, что хотят. При этом 67% детей чаще всего работают на компьютере в одиночку, 34% – с друзьями, 21% – с братом или сестрой и 8% – с родителями. Самым распространенным видом деятельности на компьютере являются игры. Дети получают игровые программы различными способами. В основном – от родителей (35%) и других взрослых родственников (17%) в каче-стве подарка.

Сегодня более доступным для детей стал Интернет. Соответственно уве-личилось и количество пользователей этой всемирной компьютерной сети. На момент опроса оно составило 40% от общего числа всех компьютерных пользо-вателей.

При пользовании компьютером доступ в Интернет и к онлайн-услугам осуществляется преимущественно из дома, а также от друзей. Кроме того, была выявлена группа детей, которые являются постоянными посетителями компью-терных клубов (4%). «Интернет-социализация» большинства детей связана с их собственными родителями: 21% компьютерных пользователей указали, что именно родители научили их работе в глобальной компьютерной сети. Далее следуют друзья – 20%, брат или сестра – 17%, другие родственники – 7%. На вопрос «С кем ты чаще всего пользуешься Интернетом?» 26% ответили, что пользуются глобальной сетью чаще всего самостоятельно; 22% – вместе с друзьями; 13% – с родителями и 12% – с братом или сестрой. Страницы, пред-назначенные для детей, регулярно посещают 5% школьников.

У детей возникает желание посетить определенные Интернет-страницы по различным причинам. Решающую роль играют, по сообщениям самих детей, советы и рекомендации друзей: 34%, 16% – советам брата или сестры, 12% – родителей.

Все более возрастающее число компьютеров с доступом в Интернет в со-временных семьях, где растут 7-14-летние дети, приводит к еще более широко-му распространению данных медиа среди самих детей. Сегодня уже более 90% самарских школьников в возрасте от 7 до 14 лет имеют опыт работы с компью-тером. И чем больше детей он к себе привлекает, тем быстрее происходит зна-комство с Интернетом. С возрастом число пользователей всемирной сети также увеличивается, кроме того, с каждым годом сами пользователи становятся все моложе. Это явление выдвигает новые требования перед родителями, школой и авторами различных медиапродуктов, в том числе и ресурсов Интернета. Изу-чение специализированных образовательных сайтов и характера информации, помещенной на них, показало, что их создатели не принимают во внимание по-требности и особенности психологии детей, прежде всего, младших школьни-ков. Для этой категории учащихся, несмотря на их огромное стремление полу-чать знания именно через всемирную компьютерную сеть, до сих пор не при-способлен ни один образовательный сайт. Все большее значение приобретает тема «безопасности» общения детей с электронными медиа.

Проведенный опрос детей позволяет сделать несколько важных для наше-го исследования выводов. Медиа занимают важное место в повседневной жиз-ни школьников, прежде всего в области досуга. Многие накопили достаточно большой опыт взаимодействия с различными электронными медиа, прежде все-го, благодаря свои родителям, но эта деятельность слабо регулируется и кон-тролируются взрослыми как дома, так и в школе.

Литература:
1. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема: [Проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном пространстве]/ А.А. Журин // Педагогика. 2001. №4. С. 48 – 55.
2. Федоров А.В. Молодежь и медиа: проблемы и перспективы // Вестник Рос-сийского гуманитарного научного фонда. М., 2001. № 1. С. 127 – 130.
3. Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь // Вестник россий-ского гуманитарного научного фонда. М., 2001. №1. С. 131 – 145.
4. Feierabend S., Dr. Walter Klingler, KIM-Studie 2003, Kinder und Medien, Computer und Internet. Medienpadagogischer Forschungsverbund Sudwest – Baden-Baden, 2003, S. 60.