...Медиа Педагогика...

Роль педагога в условиях использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе

Сегодня несомненно актуальным является вопрос о том, насколько изменится г роль педагога, его функции, в учебно-воспитательном процессе в условиях глобального процесса информатизации. Ответы на данный вопрос представляют собой достаточно широкий диапазон мнений, часто противоположных друг другу. Какой бы позиции мы ни придерживались, очевидным представляется тот факт, что современные условия предъявляют новые требования к личности педагога, его профессиональным качествам, функциям и роли в образовательном процессе.

Современные технические средства в известной степени моделируют деятельность преподавателя. Имея ряд неоспоримых преимуществ, тем не менее, ни одно из них сегодня не может претендовать на роль педагога-воспитателя. Компьютера способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия обучаемого и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы (круг вопросов и тем определены заранее). Учитель же может ответить на любой вопрос, в том числе и неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности[1].

Для реализации тех задач, что стоят сегодня перед российской системой образования, в том числе в аспекте информатизации, необходимыми являются не только хорошая техническая оснащенность образовательных учреждений и подготовка программного обеспечения, но и специальная подготовка преподавателя к использованию в своей работе различных медиа. Кроме использования продуктов, созданных профессиональными издательствами, желательно научить преподавали разрабатывать собственные учебные электронные продукты[2].

Сегодня по всей стране открываются и функционируют центры переподготовки преподавателей с учетом требований информатизации образования. В рамках предлагаемых курсов учителя-предметники могут познакомиться с существующими медиа и медиапродуктами, их возможностями, получить практически навыки создания собственных ресурсов. Однако каково отношение самих дед* готов к использованию современных технических средств в образовании и непосредственно в собственной работе? Какой эффект дают эти курсы?

Проведенный нами опрос среди слушателей курсов самарского представительства Российской Федерации Интернет-образования показал, что многие педагоги имеют в распоряжении достаточно широких ряд технических средств. Наиболее часто используемыми оказались телевизор, видеопроигрыватель и магнитофон, причем как на этапе подготовки самого учителя к занятию, так и во время проведения урока.

Данные активно проводимых сегодня опросов показывают, что несмотря на теоретическое признание большинством учителей необходимости медиаоб-разования школьников, важности внедрения современных технических средств в учебно-воспитательный процесс, достаточно высок процент тех, кто использует медиа в своей работе очень редко или не использует вообще[3]. В результате проведения собственного опроса нами было выяснено, что на завершающем этапе подготовки половина педагогов не намерены использовать те или иные технические средства в дальнейшей работе, а некоторые занимали позицию убежденных противников информатизации образования. У тех, кто уже сегодня использует электронные медиа в процессе преподавания, доминируют, репродуктивные виды работы (набор текстов, выполнение закрытых тестов, просмотр фильмов или прослушивание аудиозаписей)[4].

В результате анализа полученных ответов, мы пришли к выводу о том, что сегодня именно готовность педагогов к использованию электронных медиа в своей работе играет решающую роль в решении актуальных задач информатизации образования. В структуре готовности педагога к использованию электронных медиа в учебно-воспитательном процессе мы выделили следующие компоненты:

  • Юмотивационный (адекватное представление о роли медиа в современном обществе, понимание целей и задач информатизации образования, желание активно участвовать в этом процессе);
  • целевой (четкое представление о целях и возможностях использования элек¬тронных медиа в процессе преподавания конкретной дисциплины);
  • информационный (знание современных медиа, соответствующих им продуктов и ресурсов, их образовательных и воспитательных возможностей, психолого-педагогических особенностей и способов использования);
  • еятельностный (умение работать с различными электронными средствами и создавать собственных медиапродукты учебного назначения).

В выделенных компонентах готовности решающая роль сегодня, на наш взгляд, принадлежит созданию мотивации, формированию представления о важности учета влияния различных информационных потоков на детей, стремления учитывать возможности медиа для более полной реализации познавательных, коммуникативных, воспитательных и других задач процессе обучения. Именно этот аспект должен стать ключевым в переподготовке преподавательского состава современной общеобразовательной школы.

Для решения этих задач на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов на базе кафедры педагогики Самарского государственного университета процесс преподавания различных педагогических и психологических дисциплин осуществляется с активным использованием электронных медиа, что предполагает не только медиапрезентацию лекций, но и вовлечение студентов в рамках семинарских и лабораторных занятий в работу с современными техническими средствами, благодаря чему они приобретают опыт использования медиа в учебной работе, знакомятся со способами их применения в профессиональной педагогической деятельности, новыми формами организации занятий.

Опрос преподавателей кафедры педагогики СамГУ и студентов показал, что при использовании электронных медиа на занятиях, чаще всего, применяются групповые и фронтальные формы работы, в рамках семинарских, практических занятий студенты также получают индивидуальные задания, работают над минипроектами. Большинство преподавателей и студентов считают, что на занятиях с использованием электронных медиа реализуются, прежде всего, их познавательные функции, соответственно основной целью включения медиа в структуру занятий является повышение познавательной активности студентов. Студенты считают, что информационные и коммуникационные технологии позволяют сделать занятие более интересным и повысить эффективность учебного процесса, обеспечивают лучшее усвоение материала

Особо отмечаются также возможности медиа для коммуникации и эстетического воспитания, их нравственные и терапевтические функции. В целом многие отмечают необходимость комплексной реализации различных функций современных технических средств в процессе профессиональной и учебной деятельности.

Литература:
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –192 с.
2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. – 320 с.
3. Федоров А.В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников. – Таганрог: 2002.
4. Шумихина Т.А. Инновационные технологии учителя-предметника//Тезисы доклада ХШ Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» – Москва, 2002.