...Медиа Педагогика...

Медиаобразование в современном мире

Культура современного общества по сравнению с культурой предшест-вующих эпох необычайно подвижна, ориентиры в ней меняются стремительно и разнонаправлено. А «стержневым элементом» этой культуры являются в ос-новном средства массовой информации (СМИ), в том числе во все большей ме-ре электронные [1]. Глобальная информатизация формирует новую среду оби-тания и жизнедеятельности людей. И образование, как особая деятельность в системе культуры, как деятельность ввода человека в культуру, не может оста-ваться в стороне от этого процесса.

В целом проблема информатизации культуры и общества весьма актуаль-на и должна рассматриваться всесторонне и комплексно в философском, соци-альном, культурном, психолого-педагогическом и других аспектах [2].

Педагогический аспект затрагивает следующие проблемы: обеспечение качества обучения и подходы к построению открытых педагогических систем (открытое образование); информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании; новые информационные технологии как средст-во развития творческих способностей и профессиональной ориентации; психо-логические и педагогические проблемы образования в условиях информацион-ном) общества; глобализация и интеграция образования и образовательных ус-луг в информационном обществе; воспитательное воздействие информацион-ных технологий; влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие личности и др. [3].

Реальный процесс компьютеризации и информатизации современного об-щества определил направленность ряда отечественных и зарубежных исследо-ваний, анализирующих различные аспекты проблемы:

  • социально-философские и гуманитарные аспекты взаимодействия чело-века и медиа в процессе обучения (В.А. Звягинцев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Смолян; Н.В. Апатова, В.С. Собкин, А.В. Шариков, Е.А. Черкашин; Веrnward F., Неttinger J., Neumann M., Neumann К., Наlefeld E. и др.);
  • влияние отдельных медиа на развитие, воспитание и обучение детей (Е.С. Полат, А.В. Спичкин, В.С. Собкин, О.Р. Самарцев, А.В. Шариков, Е.В. Якушина; Сrаmоnd J., Сube F., Doering N, Ваhl А., Аust Н., Schlank R.С., Vitouch Р., Неrmann М. и др.);
  • психологическое обоснование использования компьютерной техники в учебном процессе (В.М. Каптелин, В.Я. Лядиус, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, (О.К. Тихомиров; Ораschowski, Ноrst W., Кlinger W., Groebel J. и др.);
  • проблема насилия через современные средства информации и коммуни-кации (А.В. Федоров, А.В. Шариков; Ноеrbst Е., Grimm J., Мikos, Lothar, Кunczik M. и др.).

Термин «медиа» происходит от латинского «media» (средство) и в совре-менном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевиде-ние, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). В документах ЮНЕСКО медиаобразоваиие (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными сред-ствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география». Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информа-ции, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм комму-никации с помощью технических средств[4].

Сегодня медиа – комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интел-лектуальных аспектах). Но, к сожалению, образовательные учреждения мало реагируют на дидактический потенциал новых медиа.

Проблемы взаимодействия медиа и школы особенно актуальны для России в переходный период, период становления демократического общества. В Оте-чественных традициях образования и в целом трансляции культуры от поколе-ния к поколению, как отмечает Зазнобина Л.С., есть один важный элемент, из-за которого именно для нашей страны и именно в наше время основные задачи медиаобразования оказываются особенно актуальными. Это элемент Я тради-ционная авторитарность в передаче культуры, невольно предполагают»» некри-тическое отношение к любым поданным сообщениям [1].

На сегодняшний день не существует целостной (системной) концепции использования медиа в педагогической действительности, до сих пор не иссле-дована специфика применения электронных средств информации при обучении и воспитании людей. Определенные сложности возникают и в связи с тем, что некоторые медиапедагогические исследования быстро теряют свою актуально-сти так как не успевают за стремительным развитием самих медиасредств.

Информатизация культуры является одной из ключевых проблем, кото-рые, быть может, в состоянии дать ответ на многие не только не решенные, пи даже не поставленные и не сформулированные вопросы, имеющие принципи-альное значение для дальнейшего развития не только российского общества, но и для мирового сообщества в целом. Вопрос об информатизации культуры име-ет фундаментальный характер.

Сегодня очевидно, что дальнейшее развитие цивилизации зависит от тога, как будут строится отношения между медиа и личностью человека, медиа и культурой, медиа и образованием. Все технологии, которые будут созданы н ближайшем будущем, станут называть «технологиями третьего тысячелетия» или «технологиями XXI века». XXI в. станет переломным в развитии человече-ства. Поэтому все обозначенные выше проблемы требуют к себе самого при-стального внимания со стороны философов, экономистов, социологов, полито-логов, педагогов. И решены эти проблемы могут быть только комплексно [5]

Литература:
1. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в Российской школе // Маgister. – № 1.7, 1995.
2 Рахитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.
3 Ершов А.П. Проблемы информатизации, № 3/4,1993, с.81-88.
4 Федоров А.В. Молодежь и медиа: проблемы и перспективы // Вестник Рос-сийского гуманитарного научного фонда. № 1,2001.
5 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.