...Медиа Педагогика...

Электронные медиа в жизни современных школьников

Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации культуры, образования, общества. Средства массовой информации и коммуникации играют значительную роль в жизни не только взрослых, но и детей. По данным социологических исследований последних лет, из различных форм проведения свободного времени дети выбирают, все чаще такие формы, которые предполагают использование различных технических средств передачи информации, в том числе во все большей мере электронные. Время, затраченное на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое ребенок проводит в школе[1].

Являясь активными потребителями информации различных медиа, школьники, однако, не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Одновременно с этим не следует забывать, что информация, передаваемая по медиа-каналам, - продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя с политическими, экономическими или другими целями. Осознанно или неосознанно человек может «свить» себе своеобразный «информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в виртуальной реальности. В случае, когда речь идет о ребенке, «информационный кокон» может играть отрицательную роль неосязаемой преграды, влекущей за собой информационную ограниченность познания и собственно существования индивида[2].

Некоторые исследователи отмечают, что в сообщениях средств массовой информации дети не ищут «новые знания», которые им «не додали в школе». На первое место выходит желание развлечься. Однако некоторые медиа берут на себя обучающие, просветительские, воспитательные функции. Школьники часто являются зрителями таких телевизионных программ или посетителями таких сайтов в Интернет, в которых значительная часть информации связана с предметами, изучаемыми в школе. Но образовательные учреждения мало реагируют на дидактический потенциал медиа[3].

Для проведения собственного исследования по данной проблематике мы использовали методику Медиапедагогического исследовательского центра федеральной земли Баден-Вюрттемберг (ФРГ)[4].

Основную группу для нашего опроса составили 200 детей в возрасте от 9 до 14 лет из 5 общеобразовательных школ г. Самары. Опрос детей проводился в письменной форме. В центре внимания были следующие темы: способы проведения свободного времени; тематические интересы; медийное обеспечение; медиапривязанность; медиафункции; компьютер: компьютерные игры, учебные программы, компьютер и школа; Интернет.

По результатам опроса, список наиболее распространенных способов проведения свободного времени возглавляют телевидение (68%), игры (61%), чтение книг, газет и журналов (60%), домашняя работа (57%), прослушивание музыки и радио (53%). Различия проявляются как в зависимости от возраста, так и от пола детей.

Рисование, изготовление различных поделок, игры в более старшем возрасте используются все меньше. И наоборот, прослушивание музыки и радио, просмотр телевидения, видео и DVD приобретают с возрастом более важное значение.

Мальчики и девочки проявляют в некоторых пунктах различные предпочтения при провождении свободного времени с или без медиа.

Так, например, девочки рисуют чаще, чем мальчики (43% и 32%), чаще играют на каком-либо инструменте (14% и 6%) и занимаются с животными (32% и 24%), а также чаще говорят по телефону (40% и 28%) и проводят свободное время с родителями (44% и 33%).

Мальчики напротив чаще занимаются спортом (46% и 29%), используют компьютер (45% и 32%) больше, чем девочки.

Когда детям предложили сделать выбор 3 наиболее любимых форм проведения свободного времени из предложенных, то большинство детей выбрали общение с друзьями (56%) - 1 место, просмотр телевидение, видео, DVD (42%) - 2 место, работу с компьютером (34%) - 3 место.

Мальчики и девочки проявляют различные предпочтения в зависимости от частоты использования тех или иных видов деятельности. Так вдвое больше мальчиков, чем девочек, предпочитают просмотр телевидения, видео, DVD и общение с компьютером, они также охотнее девочек играют вне дома. Девочки, наоборот, больше занимаются с животными, чаще используют средства звукозаписи. Почти никто из опрошенных не называет рисование, изготовление поделок, чтение книг своими любимыми занятиями.

Просмотр телевидения – это такая форма проведения свободного времени, которая пользуется популярностью как у маленьких, так и у более старших детей. То же самое наблюдается и с чтением, хотя оно все же менее распространено. Предпочтения других видов деятельности очень сильно различаются в зависимости от возраста детей. Так друзья, спорт, компьютер и звуконосители более важны для старших детей; родители, животные - для более младших.

В тесной взаимосвязи с наиболее предпочитаемыми формами проведения свободного времени находятся интересы к определенным темам. Детям были представлены 17 различных тематические области. При этом опрос касался специфического тематического интереса в каждой из них. Для этого детям необходимо было высказаться по каждой области следующим образом: «меня это очень интересует», «интересует», «не очень интересует», «не интересует вообще».

Опрос показал, что темы, связанные с различными медиа и медиапродуктами достаточно интересны детям, и данный интерес с возрастом также возрастает.

В публичных дискуссиях о медиаобщении и медиаокружении детей постоянной темой является так называемая «образцовая» функция телевидения и компьютерных игр. На вопрос о том, есть ли у ребенка какой-либо человек или группа людей, которых он считает действительно хорошими, то есть которым он хочет подражать, от каждого второго ребенка был получен утвердительный ответ. Если разбить названные в данном контексте детьми имена на категории, то больше половины ответов – это имена известных телеведущих, музыкальных, спортивных звезд или киноактеров; другая половина - ближайшее окружение детей, прежде всего, члены семьи или друзья. Девочки чаще называют в качестве кумиров лица из музыкального мира, для мальчиков же спортсмены представляют большую сферу для подражания.

9-13 летние дети чаще всего обращаются к такому виду медиа, как телевидение. 85% детей, по их собственным ответам, смотрят телевизионные программы почти каждый день.

На вопрос, есть ли телевизионная программа, которую дети смотрят особенно охотно, почти все участники опроса ответили утвердительно. Эту группу попросили более подробно рассказать о своих предпочтениях. При этом было получено огромное количество названий, хотя имеются несколько передач, относительно которых дети высказываются единогласно. 11% любимой программой считают передачу «Дом 2», 7% - интеллектуальную игру «Самый умный», 7% - спортивные передачи. По 4% набрали «Угадай мелодию», ежедневный комедийный сериал «Моя прекрасная няня» и «Кино на СТС в 21.00». Познавательные передачи («В мире животных», «Вокруг света», «Необъяснимо, но факт», «Мир вокруг нас» и др.) были названы 5% детей.

На вопрос о любимом телевизионном канале больше половины детей ответили, что им является канал СТС, 23% назвали Муз-ТВ. За Орион-ТНТ проголосовало 15% детей, 9% за спортивный канал и 9% за ОРТ. При этом различий в зависимости от возраста практически не наблюдалось.

В центре нашего внимания находились также вопросы о том, как сильно интегрировались компьютеры в повседневную жизнь детей, сколько детей используют компьютер и какие именно его возможности, какую роль играет компьютер в школе и т.д.

К моменту опроса 87% 9-13 летних детей признались, что они хотя бы раз уже пользовались компьютером – для учения, работы или игры.

Пользователи компьютера работают с этим медиа с различной частотностью. Так 31% из них утверждают, что пользуются компьютером каждый / почти каждый день, 39% сидят перед монитором 1 или несколько раз в неделю. К редким пользователям относятся 28%.

Дети пользуются компьютером прежде всего дома (60%) и у друзей (39%). В школе компьютер использует лишь 1% опрошенных детей.

Каким образом дети используют компьютер?

Преобладающее число голосов было отдано играм: в одиночку - 80%, с друзьями – 53%. Далее следуют просмотр фильмов – 50%, прослушивание музыки – 43%, рисование – 31%, использование компьютера для школы (выполнения каких-либо заданий) – 22%, работа в Интернет – 19%. Одинаковое количество ответов получили использование обучающих программ – 18%, написание текстов – 18%. Почти не распространено среди детей программирование - 4%.

Девочки больше, чем мальчики, используют креативные виды деятельности на компьютере: рисование или набор текстов, чаще пользуются обучающими программами и компьютером для тех или иных школьных нужд.

Что касается заинтересованности родителей в содержании работы их детей на компьютере, то 55% детей, пользующихся компьютером, отметили, что их родители интересуются тем, что они делают на компьютере.

На вопрос «Все ли вам разрешается делать на компьютере, что вы хотите?» 53% детей ответили утвердительно. (По сравнению с аналогичным опросом немецких детей лишь 45% дали отрицательный ответ, в то время как в Германии тех, кто имеет ограниченные возможности пользования, в 2 раза больше.)

Помимо выяснения аспектов личного пользования детьми компьютера в ходе опроса были также затронуты вопросы проникновения компьютера и Интернет в школьное образование.

В целом лишь 10% 9-13 летних детей сказали, что используют компьютер в школе. При этом 74% школьников отметили, что их школы располагают как минимум 1 компьютерным классом. Дети по-прежнему используют компьютер в школе в большинстве случаев под руководством учителя, то есть совместно с другими детьми. 64% детей подтвердили справедливость высказывания: «Мои учителя лучше знают компьютер, чем я». 52% высказали желание использовать компьютер в школе чаще. 19% делают дома совершенно иные вещи на компьютере, чем в школе.

Сегодня намного увеличилась доступность Интернет для детей. Соответственно увеличилось и число Интернет-пользователей. Однако доступ в Интернет и к онлайн - услугам осуществляется преимущественно из дома, а также от друзей. В школе Интернет - услугами пользуются лишь 3% детей.

Интернет-социализация большинства детей связана с их собственными родителями. 23% компьютерных пользователей сказали, что именно родители показали им, как войти в глобальную сеть, и что здесь можно делать. Далее следуют друзья (25%), братья / сестры (15%), знакомые (7%). На вопрос «Ты используешь Интернет в одиночку, с родителями, друзьями, братьями / сестрами?» 26% детей ответили, что пользуются глобальной сетью чаще всего самостоятельно; 25% - вместе с друзьями; 12% - с родителями и 13% - с братом или сестрой. Среди девочек и мальчиков здесь обнаруживаются четкие различия. Девочки используют Интернет чаще, чем мальчики, совместно с другими, будь это родители или друзья. С возрастом они становятся в Интернет-пользовании более самостоятельными.

Список видов деятельности в Интернет возглавляет перекачивание из Интернет музыки, игр и программ (32%), далее следуют игры (29%), поиск информации по интересам (28%), поиск информации для школы (17%). Затем идут отправление и получение писем по электронной почте (9%). 9% компьютерных пользователей по меньшей мере 1 раз в неделю посещают чаты, 8% - Интернет – страницы для молодежи и взрослых. 7% используют Интернет – ресурсы для того, чтобы узнать телевизионную программу или посмотреть информацию из различных телепередач. Радио и новости в онлайновом режиме интересны для 6% детей. 4% регулярно посещают страницы, предназначенные специально для детей. При этом девочки, как правило, демонстрируют более высокую активность в Интернет, чем мальчики. Особенно это проявляется при поиске различной информации, в форме передачи данных, также при посещении чатов.

В целом опрос показал, что дети действительно активно используют современные средства массовой информации и коммуникации в повседневной жизни. Однако данный факт мало учитывается родителями и учителями, а связанные с ним потенциальные возможности использования медиа в учебно-воспитательном процессе школы практически не реализуются.

Литература:
[1] Baacke, D.: Medienpaedagogik. – Tuebingen: Niemeyer, 1997, S. 105.
[2] Федоров А.В. Молодежь и медиа: проблемы и перспективы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. № 1, 2001.
[3] Зазнобина Л.С. Медиаобразование в Российской школе // Magister. – № 1.7, 1995.
[4] С. Файерабенд, В. Клинглер Дети и медиа, компьютер и Интернет / Исследование 2003 года – Баден-Баден: Медиапедагогический исследовательский центр юго-западного региона, 2003, с. 60.